Норвежец Эдвард Мунк — самый удивительный и таинственный художник конца 19, начала XX столетия. Его жизнь была сложной, спорной, порой даже трагической. В начале своей творческой карьеры он был многим не по нраву, в 40-годах, когда к власти пришли фашисты, а Мунк был уже глубоким стариком, его картинам было устроено настоящее гонение. Но, в наши дни его творчество определённо имеет огромное значение для всего мира. Таинственные картины Мунка — настоящие шедевры экспрессионизма, образцы гениального мастерства тонкого и мудрого художника.

Самые знаменитые картины Эдварда Мунка:

 

1

 Больная девочка (1886)

Картины Эдварда Мунка: Больная девочка

Мунк считал эту картину знаковой и главной в своём творчестве. Она стала началом поиска новых средств выражения чувств и терзаний художника. Критики встретили эту картину непониманием и отрицанием. В штыки было воспринято буквально всё: колорит, композиция, средства изображения. И только в середине XX века Мунк был признан величайшим мастером экспрессионизма, а это полотно — мировым шедевром.
Сюжет полотна взят из детства художника. Болезнь, а потом и смерть сестры наложила на маленького мальчика неизгладимое впечатление, граничащее с душевным расстройством.

На картине изображена больная девочка. Лежащая в постели, а над ней склонилась бабушка или няня. Девочка очень бледная, её волосы разметались по подушке. Хрупкое тело покидают силы. Тёмные тона и чёрный цвет подчёркивают неизбежность смертельного исхода больной.

 

2

 Вечер на улице Карла Юхана (1892)

Вечер на улице Карла Юхана

Картина входит в группу работ под названием «Фриз жизни» и в группу «Страх жизни». Это философское послание художника своим современникам. Толпа, идущая навстречу зрителю, которым является и сам художник, безликая, безразличная и гнетущая. Одиночество сквозит по улицам города, несмотря на то, что вокруг полно людей. Но, все они бредут сами по себе, натянув безликую маску абсолютного равнодушия.

Эта картина кричит об одиночестве художника, его не восприятии окружающего мира. Некая аутичность Мунка всегда была его пыткой и вечной душевной болью.

 

3

 Крик (1893)

Картины Эдварда Мунка: Крик

Картина «Крик» — самый знаменитый шедевр норвежского художника экспрессиониста Эдварда Мунка. Многие современники художника полагали, что работа была написана в состоянии его душевного потрясения. Каждый видит в ней своё значение. Некоторые видят предсказание экологической катастрофы или безумной войны. Некоторые — психической болезни автора. Но редакция most-beauty считает, что главное — это впечатление, которое производит картина на зрителя.

На фоне пылающего неба, которое опустилось на дрожащие воды пролива, изображён мост. Мост разделяет картину на две части по диагонали. На переднем плане — нереальная фигура кричащего человека, лицо которого слилось в зеленовато-жёлтую маску ужаса. Изображение безумного кричащего существа, пересекаясь с цветом, формой мазков, передаёт зрителю мощнейшие эмоции. Сочетание двух цветов синего и красного создаёт основу картины, техника написания включает в себя как масло, так и темперу.

Картину несколько раз похищали, но причиной похищения были не огромные деньги, которые она стоит, а её воздействие на человека. Эта картина — предчувствие катастрофы XX века.

Читайте также: Самые знаменитые картины Эдгара Дега.

 

4

 Звёздная ночь (1893)

Звездная ночь

Этот ночной пейзаж представляет береговую линию в Осгордстранде, небольшом пляжном курорте к югу от Осло в Норвегии, где Эдвард Мунк проводил лето начиная с 1880-х годов. Здесь Мунк пытался уловить эмоции, вызванные ночью, а не записывать его живописные качества. Синий цвет передаёт мистику и тоску пейзажа, который кажется полным предчувствий. Абстрактная насыпь справа представляет собой скопление деревьев.

 

5

 Смерть в больничной палате (1893)

Смерть в больничной палате

Смерть в больничной палате 1893 года восходит к памяти о смерти сестры Софи. Она умерла от туберкулёза в 1877 году. Этот мотив — одно из многих проявлений болезни, смерти и печали в семье Мунка.

В скудно обставленной комнате художник нарисовал себя вместе со своей ближайшей семьёй — братом, сёстрами, отцом и тётей. Его 15-летняя сестра сидит в кресле, спинкой стула смотрит на нас.

Мунк: Её последней просьбой было встать с кровати и сесть на стул. «Я очень хочу жить,» — сказала она. Но в этом кресле Софи умерла …

 

6

 Вампир (1893)

Картины Эдварда Мунка: Вампир

Картина «Вампир» является отождествлением ужаса и страха перед женщиной. Её образ, хищный и ужасный, накрывает свою жертву. Но первое впечатление от картины быстро развеивается. Перед зрителем возникает пара, страстная, предающаяся объятиям. И угнетающая окраска картины изменяет своё первоначальное значение.

Борьба мужского и женского начала всегда привлекало художника. Страхи и тайные комплексы выплёскивались на полотно, обретая нереальные, кошмарные черты, как в страшном сне.

 

7

 Тревога (1894)

Тревога

Тревожные картины Мунка — его визитная карточка. Темы смерти, тревоги, ужаса, беспокойства всегда присутствовали в его работах. В судьбе художника было немало моментов, которые повлияли и на его характер, и на здоровье, и на мировоззрение, и на восприятие окружающего мира. В раннем детстве (в 5 лет) он лишился матери, через год умерла его сестра. Эти события повлияли на ребёнка так сильно, что целый год он молчал.

Картина «Тревога» создана после знаменитой картины «Крик». И если «Крик» — это сплошной ужас и отчаяние, то «Тревога» — душевное беспокойство, когда человек не находит места от предчувствий чего-то плохого. Композиция картины повторяет композицию «Крика». Тот же мост, тот же огненно-синий пейзаж. Но в этом случае, группа людей в чёрных одеяниях всем своим видом источают тревогу. Их лица неестественны, размыты, лишь только глаза отражают внутреннее состояние людей.

Основа «Тревоги» — это потрясающий цвет. Можно ли цветом передавать душевное состояние? Мунк это доказал. Огненное пылающее небо и вибрирующее тёмное пространство за мостом создают неповторимое впечатление.

 

8

 Расставание (1896)

Картины Эдварда Мунка: Расставание

Личная жизнь Эдварда Мунка была суматошной, мучительной, сопряжённой с душевными травмами, ссорами, и даже попыткой самоубийства любимой женщины. Все эти события тесно переплелись с творчеством художника и отразились в его работах. Картина «Расставание» является отпечатком пережитого разрыва самим Мунком. Мужчина на картине страдает физически, его боль сосредоточена в области сердца. Кровавое пятно у его ног — символ боли и эмоциональной опустошённости.
Женщина, напротив, целеустремлённа и решительна. Она лишена индивидуальности, так как является общим образом всех женщин. Мунк считал, что мужчина сильнее переживает разрыв, а женщина более жизнестойка.

Не пропустите, на нашем сайте most-beauty.ru вы можете также полюбоваться самыми известными картинами Шагала.

 

9

 Танец жизни (1899)

Танец жизни

Обычный танец влюблённой пары — это ли не жизнь? Слева юность, в образе милой девушки в белом, справа старость, в виде пожилой дамы в тёмном платье, а в центре танцует зрелая пара. Юность с надеждой смотрит в будущее, а старость — с грустью вспоминает прошлое. Пара в центре медленно танцует и всецело поглощена собой. Она — самое яркое пятно на картине. Красное платье дамы — явный символ жизни, страсти и любви, без которых жизнь не имеет смысла.

 

10

  Ребёнок и смерть (1898)

Картины Эдварда Мунка: Ребёнок и смерть

В старости художник писал о травмирующих годах своего детства: «Мой дом был домом болезней и смерти». Картина «Ребёнок и смерть» — одно из самых ярких свидетельств Мунка о тематическом комплексе смерти, смерти и горя. На нём изображена маленькая девочка, которая смотрит из картинки и держит уши закрытыми. На заднем плане мы видим её покойную маму. Для Мунка характерно то, что он имеет дело не с человеком, который умирает, а с психологическим состоянием тех, кто остаётся. Основная тема этой картины — боль девушки. Но вместо того, чтобы выражать это в слезах, ребёнок кажется испуганным.

 

11

 Брошь. Ева Мудоччи (1903)

Брошь

После 1902 года литографии Мунка были в основном нарисованы на бумаге.
Были, однако, некоторые исключения, такие как этот портрет Евы Мудоччи 1903 года, выполненный на камне с использованием различных литографических техник.

Ева Мудоччи была известной британской скрипачкой, которая вместе с пианисткой Беллой Эдвардс гастролировала по всей Европе, включая Норвегию.

Эдвард Мунк встретил её в Париже в 1903 году. Они стали близкими друзьями. Первоначально отношения носили любовный характер, но со временем они стали больше похожи на отношения между братом и сестрой. С 1902 по 1908 год она была одним из ближайших доверенных лиц Мунка.

 

12

 Звёздная ночь (1922)

Картины Эдварда Мунка: Звёздная ночь

Мунк обожал наблюдать за таинственным звёздным небом, и посвятил этому великолепному зрелищу несколько работ. Картина «Звёздная ночь» передаёт красоту зимнего звёздного неба, которое художник наблюдал со своего крыльца. Окружающий пейзаж не интересует художника, он поглощён красотой сияющих звёзд, на фоне которых Луна смотрится бледным пятном. Оттенки голубого и глубокого синего подчёркивают холод зимней ночи. Город ещё не спит. Он светится огнями окон, которые подчёркивают зелёные отблески звёздного неба.

 

Послесловие

Эдвард Мунк

Эдвард Мунк завещал свои полотна родному Осло, и после смерти художника, Нидерланды стали обладателем огромной коллекции его потрясающих работ. На основе более 1 тыс. картин был создан музей, который сейчас пользуется мировой известностью.

К сожалению, формат сайта most-beauty.ru не предполагает очень длинных текстов. А у нас есть большое ощущение того, что многие работы знаменитого художника мы ещё не показали. Поэтому мы решили восполнить этот пробел и в самом конце статьи опубликовать ещё несколько знаменитых картин Эдварда Мунка:

 

Сестра Ингер (1884)

Картины Эдварда Мунка: Сестра Ингер

 

Летняя ночь (Ингер на берегу)(1889)

Летняя ночь

 

Ночь в Сен-Клу (1890)

Картины Эдварда Мунка: Ночь в Сен-Клу (1890)

 

Глаза в глаза (1894)

Глаза в глаза (1894)

 

Ревность (1895)

Картины Эдварда Мунка: Ревность

 

Девушка и три мужские головы (1898)

Девушка и три мужские головы

 

Четыре женщины на мосту (1901)

Картины Эдварда Мунка: Четыре женщины на мосту

 

Четыре женщины на мосту (1901)

Четыре женщины на мосту (1901)

 

Автопортрет. Между часами и кроватью (1943)

Картины Эдварда Мунка: Автопортрет. Между часами и кроватью (1943)

На этом пока всё. Напишите в комментариях какие картины Эдварда Мунка вам наиболее симпатичны?