Классик импрессионизма Эдгар Дега получил классическое образование и изначально занимался под руководством Энгра, мастера реализма. Но, в 1862 году Дега знакомится с Ренуаром и Моне, по тем временам уже знаменитыми импрессионистами. И Дега кардинально изменил направление в своём творчестве. В отличие от Моне и Ренуара, которые были приверженцами работы на пленере, Эдгар Дега рисовал по памяти и не любил писать на свежем воздухе. В 1870 году Дега в своих работах стал использовать пастель, и называл сам себя мастером цветных линий. Эдгар Дега был мастер не только линий, но и движения.
Самой излюбленной темой в работах Дега были женщины. Балерины, танцовщицы, кухарки, знатные дамы, простые и богатые, одетые и обнажённые. Он любовался ими, и изображал их в какой-то определённый момент движения или действия. Есть что-то фотографическое в этих великолепных работах.
знаменитые картины Эдгара Дега:
1
Гладильщицы (1884–1886)
Фигура гладильщицы, зевающей от своей однотонной, утомительной работы, стала символом работницы XIX века. Женщина решила передохнуть и выпить немного вина. Её поза и весь внешний вид говорит о том, как у неё ноет спина, болят руки. Рядом с ней вторая гладильщица продолжает отутюживать ткань тяжёлым чугунным утюгом. Её усталость видно в напряжённой позе, когда она, опустив голову, пытается со всех сил давить на утюг обеими руками. Это тот Париж, который скрывается за яркими витринами и вывесками богатых магазинов и отелей. Повседневная тяжёлая безысходность работниц делает их жизнь невыносимой.
Дега отработал новую технику, когда грубый холст и грубые мазки создают на картине эффект пастели. Гуманизм картины как раз кроется в этой жёсткой живописи. Зрителю становится невыносимо жаль этих тружениц. И если это так, то Дега смог сдвинуть огромную глыбу проблем женского труда в Европе XIX века.
2
Голубые танцовщицы (1898)
Небольшой квадратный лист бумаги превратился в настоящий шедевр под искусной рукой Дега. Волшебство, очарование этой картины неоспоримо. Изящество балерин, изысканный голубой цвет делает работу узнаваемой и необычайно эстетичной.
Балерины и балет были для Дега одной из любимых тем. Он рисовал девушек в самых различных позах, ракурсах, как будто выхватывал из ленты времени маленький фрагмент движений балерин. Эта картина, скорее всего, похожа на современную фотографию. У неё необычный ракурс — вид сверху. Зритель видит только изящные шеи, плечи и талии танцовщиц. Каждая балерина занята своим делом: одна поправляет бретельку платья, другая — проверяет, как сидит танцевальный костюм на её прекрасных плечах, третья пытается рассмотреть через плечо свои ноги, а у четвертой зритель видит только затылок и часть спины — видно, что балерина нагнулась завязать бант на пуантах.
Читайте также: Самые красивые картины Поля Гогена.
3
Балерина и женщина с зонтом (Ожидание), 1882
Это очередная пастель Эдгара Дега на тему балета. На картине всего два персонажа — молодая балерина и дама в строгом чёрном платье с зонтом. Женщины сидят на скамье у стены. Молодая танцовщица проверяет пуанты, а женщина в чёрном, очевидно, её мать. Её поза напряжена, она ожидает выхода дочери, результата от её танца. Возьмут её в балет или нет?
4
Звезда (1876-1877)
Дега обожал балет, это видно, с какими любовью и трепетом он изображал своих балерин. Волшебный мир театра привлекал Художника со всех сторон — со стороны сцены, стороны кулис, балетных классов. Его интересовал весь процесс подготовки к балету. Именно пастель смогла вознести балерин Дега на уровень небожительниц. Изысканные мягкие тона, нежность, воздушность и прозрачность делают его работы превосходными. Центральная фигура картины — балерина, которая парит в воздухе, касаясь сцены кончиком пуантов. Она белоснежная, вся светится изнутри.
На заднем плане декорации и кулисы. Из-за декорации видна фигура респектабельного человека, мецената, роль которого в жизни примы неоднозначна. Эта фигура возвращает зрителя из волшебной страны эльфов в суровую земную жизнь.
5
Причёсывающаяся женщина (1885)
Это полотно, по мнению редакции most-beauty — одна из лучших работ художника. Молодая обнажённая женщина сидит, скрестив ноги, спиной к зрителю, расчёсывает роскошные волосы. Прекрасный чистый колорит, нежные линии, тонкие пастельные штрихи делают фигуру женщины пленительной и очень естественной.
6
Абсент (1893)
Перед зрителем разворачивается довольно интересный сюжет. В кафе за столиком сидит странная пара — трезвый мужчина с трубкой и выпившая женщина. Перед ней стоит бокал с абсентом. Поза женщины расслаблена, она бесцеремонно выдвинула вперёд ноги, опустила плечи. Её веки отяжелели и чуть прикрывают глаза. Она пьяна и абсолютно безразлична к окружающему миру. Мужчина, по всей видимости, не является спутником дамы. Он смотрит в окно с безучастным видом.
На картине изображено утро, о чём свидетельствует утренняя газета в руках господина, чьими глазами мы наблюдаем эту сценку. У дамы и у мужчины, видимо, была бурная ночь.
Действие абсента имеет определённый эффект на человека. Изрядно выпившие люди становятся равнодушными ко всему на свете, отчуждёнными. Дега смотрит на эту пару трезвым взглядом и подчёркивает пагубность этой привычки. А ведь пристрастие к абсенту было бичом XIX века.
7
Мисс Ла-Ла в цирке Фернандо (1879)
Знаменитая цирковая акробатка изображена художником в немыслимом ракурсе. Фигура смещена в левый верхний угол, нарисована снизу-вверх, что делает композицию очень необычной. Зритель будто в реальности наблюдает за работой воздушной гимнастки. Фигура нарисована так мастерски, что создаётся впечатление присутствия на цирковом представлении.
Кстати, на нашем сайте most-beauty.ru есть интересная статья о самых красивых гимнастках.
8
У модистки (1882)
Дега всегда считал себя реалистом, хотя и рисовал в манере импрессионизма. Реализм его работ настолько велик именно за счёт изображения реальных моментов из жизни парижан. Однажды он проходил мимо витрин дамских шляпных магазинов и не смог отвести глаз от происходящего за витриной. В результате таких наблюдений появился целый цикл «У модистки».
Одна из первых картин изображает двух дам — покупательниц, одна из которых примеряет шляпку. В своей работе Дега использует диагональную композицию, на переднем плане изображены аксессуары — всевозможные шляпки. Но они не отрывают внимания зрителя, его привлекают именно увлечённые дамы, которых словно застали врасплох за примеркой модных шляпок.
9
Прачки несут бельё в город (1878)
Жёлто-коричневая гамма картины отображает не только тяжесть женского труда, но и беспросветную серость их будней. На картине изображены две прачки, которые расходятся по клиентам в разные стороны. Корзины с чистым бельём тяжелы настолько, что женщинам приходится наклоняться. Лица прачек загорелы от постоянного нахождения на солнце. Эти женщины непохожи на чопорных дам. Они делают свою тяжёлую работу изо дня в день ради скромного заработка, который не позволит купить им новое платье или модную шляпку.
?
Послесловие
Эдгар Дега — великий художник-импрессионист, который славился своей пастельной техникой. Он вознёс её на такой высокий уровень, который остался практически недосягаемым. С его мастерством к пастели стали относиться серьёзно, как к масляной живописи. Most-beauty.ru ждёт от вас комментариев относительно картин этого художника. Какие его работы вам нравятся больше всего?
А ниже мы размещаем ещё несколько известных картин Дега, которые не вошли в наш основной список:
Репетиция (1874)
Портрет семьи Беллелли (1858–1867)
Хлопковая контора (1873)
Танцевальный класс в Опере (1872)
Танцовщица в зелёном (1877–1879)
Танцовщицы (1889)
Дамский магазин (1879)
Упражнения юных спартанцев (1860)
Балетная репетиция на сцене (1874)
Музыканты в оркестре (1872)
Танцовщицы в розовом (1885)
Танцовщицы у станка (1905)
Оркестр оперы (1870)
Площадь Согласия (1875)
Танцовщица с букетом (1877)
Танцовщицы тренируются у станка (1877)
На этом пока всё! Это, конечно, не все самые знаменитые картины Эдгара Дега. Их очень много! Спасибо за внимание.
В основном запечатлел в картинах движение
Красиво рисовал.
Божественно!