Один из изобретателей первого в мире паровоза Джордж Стефенсон скачал, что создание такой машины стало возможно благодаря кропотливой работе целого поколения изобретателей. Красивые и мощные локомотивы на паровой тяге преданно служили человечеству почти 2 столетия, а сегодня работают на туристических маршрутах, в депо, а ещё стали ценными музейными экспонатами. Погрузимся в недалёкое прошлое, чтобы представить самые большие паровозы, когда-либо бегавшие по железным дорогам разных стран.
1
Union Pacific Railroad. США
Этот самый большой в мире паровоз получил прозвище Big Boy, что в переводе на русский язык означает «Большой мальчик», «Здоровяк». Наши коллеги из TheBiggest.ru включили эту модель в свой список самых быстрых паровозов мира.
Производили этих гигантов на американском заводе ALCO с 1941 по 1944 год. Серия 4000 имела сочленённый тип с колёсной формулой 2-3-0+0-3-2. Работали они на железнодорожных дорогах, проложенных через горный перевал Уосатч.
Об уникальном паровозе пишет в своей книге Колин Гарретт. Наименование Big Boy закрепилось после того, как один из работников завода при выходе гиганта с конвейера, написал мелом на его борту эти два слова.
Обратите внимание, о самых красивых вокзалах мира на нашем сайте most-beauty.ru есть увлекательная статья.
2
Я-01. СССР
В 1932 году в цехах британского завода «Байер-Пикок и К°» был изготовлен опытный советский танк-паровоз серия «Я». Собрали его на Пролетарском заводе в Ленинграде, и отправили на испытания.
Он стал единственным на советских железных дорогах сочленённым паровозом системы «Гарратт». При длине в 31,1 м он весил чуть больше 226 тонн. Имел два отдельных экипажа, а котлы достигали мощности необходимой для передвижения тяжёлых поездов.
Со временем Я-01 сняли с эксплуатации, так ремонт и изготовление деталей для единственной машины было нецелесообразным.
3
П38. СССР
Продолжит обзор на most-beauty.ru самый большой из советских паровоз серии П, выпускаемый Коломенским заводом. Первый экземпляр сошёл с конвейера в конце 1954 года, и для испытаний был отправлен на Красноярскую железную дорогу.
В истории советского паровозостроения он стал ещё и самым тяжёлым. Всего было выпущено 4 опытных П38, и в серийное производство паровоз не запустили. Дело в том, что в 1956 году было принято постановление о расширении работ по созданию электровозов и тепловозов. Начинался закат паровозной эры.
Отметим, что П38 был сочленённый паровоз с колёсной формулой 1-4+4-2 предназначавшийся для транспортировки тяжёлых подвижных составов. Его длина составляла 22,5 м.
Читайте также: Самые красивые автобусы в СССР.
4
BR-05. Германия
Серия «05» начала производиться в 1935 году. Новые паровозы Германии должны были показать экономическую мощь нового гитлеровского государства.
Всего собрали три машины под серией «001», «002» и «003». Немецкий гигант имел обтекаемый корпус, выкрашенный в ярко-красный цвет. Обслуживали эти локомотивы пассажирские маршруты между городами, а один был специально откомандирован для перевозки пассажиров на Мюнхенской Олимпиаде.
В длину локомотивы достигали 26 метров. «BR-05» вошёл в историю и как скоростной рекордсмен. На ровном участке дороги в мае 1936 года паровоз развил скорость 200,4 км/час.
5
АА. СССР
Единственный экземпляр крупного паровоза с колёсной формулой 4-14-4 был собран рабочими Ворошиловградского завода в 1934 году. Стал единственным в СССР, у которого было 7 пар движущихся колес.
Длина опытного экземпляра была 20 метров, а вес 208 тонн. «Андрей Андреев» был отправлен на испытания, но из-за своих габаритов просто не вписывался в повороты, а своей массой разрушал железнодорожное полотно.
Конструктор и группа инженеров пытались усовершенствовать конструкцию, но в серию «АА» так и не запустили. Почти 30 лет после списания простоял на запасных путях Щербинки, а в 1960 его порезали на металл.
6
ИС20-16. СССР
Паровоз «Иосиф Сталин» был создан на Ворошиловградском паровозостроительном заводе в 1936 году. На конкретно этой модели был установлен аэродинамический кожух, а сам локомотив блестел стальным цветом.
Стал один из самых больших и тяжёлых локомотивов Советского Союза. После испытаний грузоподъёмности и скоростных характеристик торжественно прибыл в Москву. Модель поражала своими размерами и мощью. Развивал скорость свыше 100 км/час.
В 1937 году собрали подобный паровоз под номером ИС20-241, который стал победителем выставки в Париже. Серийно выпускали подобные модели без обтекаемого кожуха, а в 1962 году серию «Иосиф Сталин» стали именовать «ФД» — Феликс Дзержинский.
Кстати, на нашем сайте most-beauty.ru есть интересная статья про самые красивые паровозы в мире.
Заключение
На постаментах многих городов стоят паровозы, как память о паровой эре в истории Человечества. Большие паровозы могли свободно перевозить различные грузы и пассажиров, а главное, при своих размерах развивали большую скорость.
Автор статьи: Валерий Скиба
Паровоз «Биг Бой» имеет колесную формулу 4-8-0+0-8-4, а если по-русски, то осевая формула 2-4-0+0-4-2.
Паровоз Я-01 никогда не являлся «танк-паровозом».
«Танк-паровоз», это локомотив без тендера, имеющий водяные баки(танки) по бокам котла, или на котле в виде седла, или под котлом.
Такие паровозы строились в основном для колониальных железных дорог Африки.
На передней экипажной части у паровоза имеется емкость для воды, а на задней — угольный бункер. И котел у этого вида паровозов один.
Паровоз АА-20 был построен в СССР. Поэтому его формула осевая, а не колесная. Так было принято, так и сейчас осталось.
Не 4-14-4, а 2-7-2.
Паровоз самое красивое инженерное произведение. Попробуйте его превратить в закамуфлированный электро или тепловоз.
Хотели восстановить паровоз под видом тепловоза, описывался в Технике-Молодежи. Но причем здесь тепловоз, да самый большой ,на месте фото Большого Мальчика?
Иосиф Сталин был переименован в Феликс Дзержинский Пассажирский ФДП, не путать с ФД (Феликс Дзержинский), который всегда был грузовым и разработан был до войны, как и ИС,
Big Boy 4014 в этом году восстановили, и он уже успел сбегать в соседний штат на торжества (150 лет со дня окончания строительства трансконтинентальной ЖД).
Подробнее тут:
https://vova-modelist.livejournal.com/355604.html
Лучший ракурс на Big Boy 4014:
https://www.youtube.com/watch?v=f51PbhSQSpY
с отметки 13 мин. 15 c. и до конца.
Я не понял, что скачал Стефенсон?
Ещё в первой половине семидесятых, поезд Пекин-Москва, до станции Карымская, таскал паровоз.
Паровоз-самый надежный тягловый конь!