Один из изобретателей первого в мире паровоза Джордж Стефенсон скачал, что создание такой машины стало возможно благодаря кропотливой работе целого поколения изобретателей. Красивые и мощные локомотивы на паровой тяге преданно служили человечеству почти 2 столетия, а сегодня работают на туристических маршрутах, в депо, а ещё стали ценными музейными экспонатами. Погрузимся в недалёкое прошлое, чтобы представить самые большие паровозы, когда-либо бегавшие по железным дорогам разных стран.

 

1

 Union Pacific Railroad. США

Union Pacific Railroad

Этот самый большой в мире паровоз получил прозвище Big Boy, что в переводе на русский язык означает «Большой мальчик», «Здоровяк». Наши коллеги из TheBiggest.ru включили эту модель в свой список самых быстрых паровозов мира.

Производили этих гигантов на американском заводе ALCO с 1941 по 1944 год. Серия 4000 имела сочленённый тип с колёсной формулой 2-3-0+0-3-2. Работали они на железнодорожных дорогах, проложенных через горный перевал Уосатч.

Об уникальном паровозе пишет в своей книге Колин Гарретт. Наименование Big Boy закрепилось после того, как один из работников завода при выходе гиганта с конвейера, написал мелом на его борту эти два слова.

Обратите внимание, о самых красивых вокзалах мира на нашем сайте most-beauty.ru есть увлекательная статья.

 

2

 Я-01. СССР

Я-01

В 1932 году в цехах британского завода «Байер-Пикок и К°» был изготовлен опытный советский танк-паровоз серия «Я». Собрали его на Пролетарском заводе в Ленинграде, и отправили на испытания.

Он стал единственным на советских железных дорогах сочленённым паровозом системы «Гарратт». При длине в 31,1 м он весил чуть больше 226 тонн. Имел два отдельных экипажа, а котлы достигали мощности необходимой для передвижения тяжёлых поездов.

Со временем Я-01 сняли с эксплуатации, так ремонт и изготовление деталей для единственной машины было нецелесообразным.

 

3

 П38. СССР

П38

Продолжит обзор на most-beauty.ru самый большой из советских паровоз серии П, выпускаемый Коломенским заводом. Первый экземпляр сошёл с конвейера в конце 1954 года, и для испытаний был отправлен на Красноярскую железную дорогу.

В истории советского паровозостроения он стал ещё и самым тяжёлым. Всего было выпущено 4 опытных П38, и в серийное производство паровоз не запустили. Дело в том, что в 1956 году было принято постановление о расширении работ по созданию электровозов и тепловозов. Начинался закат паровозной эры.

Отметим, что П38 был сочленённый паровоз с колёсной формулой 1-4+4-2 предназначавшийся для транспортировки тяжёлых подвижных составов. Его длина составляла 22,5 м.

Читайте также: Самые красивые автобусы в СССР.

 

4

 BR-05. Германия

BR-05

Серия «05» начала производиться в 1935 году. Новые паровозы Германии должны были показать экономическую мощь нового гитлеровского государства.

Всего собрали три машины под серией «001», «002» и «003». Немецкий гигант имел обтекаемый корпус, выкрашенный в ярко-красный цвет. Обслуживали эти локомотивы пассажирские маршруты между городами, а один был специально откомандирован для перевозки пассажиров на Мюнхенской Олимпиаде.

В длину локомотивы достигали 26 метров. «BR-05» вошёл в историю и как скоростной рекордсмен. На ровном участке дороги в мае 1936 года паровоз развил скорость 200,4 км/час.

 

5

 АА. СССР

АА

Единственный экземпляр крупного паровоза с колёсной формулой 4-14-4 был собран рабочими Ворошиловградского завода в 1934 году. Стал единственным в СССР, у которого было 7 пар движущихся колес.

Длина опытного экземпляра была 20 метров, а вес 208 тонн. «Андрей Андреев» был отправлен на испытания, но из-за своих габаритов просто не вписывался в повороты, а своей массой разрушал железнодорожное полотно.

Конструктор и группа инженеров пытались усовершенствовать конструкцию, но в серию «АА» так и не запустили. Почти 30 лет после списания простоял на запасных путях Щербинки, а в 1960 его порезали на металл.

 

6

 ИС20-16. СССР

ИС20-16

Паровоз «Иосиф Сталин» был создан на Ворошиловградском паровозостроительном заводе в 1936 году. На конкретно этой модели был установлен аэродинамический кожух, а сам локомотив блестел стальным цветом.

Стал один из самых больших и тяжёлых локомотивов Советского Союза. После испытаний грузоподъёмности и скоростных характеристик торжественно прибыл в Москву. Модель поражала своими размерами и мощью. Развивал скорость свыше 100 км/час.

В 1937 году собрали подобный паровоз под номером ИС20-241, который стал победителем выставки в Париже. Серийно выпускали подобные модели без обтекаемого кожуха, а в 1962 году серию «Иосиф Сталин» стали именовать «ФД» — Феликс Дзержинский.

Кстати, на нашем сайте most-beauty.ru есть интересная статья про самые красивые паровозы в мире.

 

Заключение

Самые большие паровозы в мире

На постаментах многих городов стоят паровозы, как память о паровой эре в истории Человечества. Большие паровозы могли свободно перевозить различные грузы и пассажиров, а главное, при своих размерах развивали большую скорость.

Автор статьи: Валерий Скиба