В Советском Союзе автобусы были самым распространённым видом транспорта, обслуживающий пассажиров на городских маршрутах. Со временем они стали обеспечивать междугородное сообщение, а были и такие, что поставлялись на экспорт. Советские конструкторы, чаще всего по указке сверху, мало уделяли внимания эстетичности своих моделей, останавливаясь на их функциональности. Но и в советском автопроме были удивительные машины, и в нашем автопарке собраны самые красивые автобусы СССР.

Брест

 

1

 АМО-Ф15

АМО-Ф15

Начнём с прадедушки советских пассажирских автобусов, создававшихся на базе грузового автомобиля. Пусть не самый красивый, но он с него всё начиналось.

Первую машину, рассчитанную на 14 посадочных мест, представили на обозрение участникам выставки 25 сентября 1925 года. Это была первая автомобильная выставка в молодом советском государстве. С выставки он пошёл в серийное производство.

почтовый автобус

Выпускали автобусы в одном из цехов завода «Московское Автомобильное общество» с 1926 по 1931 год. Первенца продолжали выпускать, но уже под именем ЗиС.

 

2

 ЗИС-16

ЗИС-16

Рубленые формы уходили в прошлое, и в 1938 году с конвейера вышла новая модель ЗИС с округлым обтекаемым корпусом. Под капотом установили двигатель на 85 л.с.

У ЗИС-16 по сравнению с предшественниками увеличили салон, и в нём уже было 27 посадочных мест. Автобусы становились привычным делом на улицах крупных городов, и в 1940 году этот небольшой труженик перевёз 600 млн пассажиров.

ЗИС-16

Во время войны большое количество машин отправили в воинские части, где их переоборудовали под штабы, мобильные госпитали, передвижные радиостанции. В тылу, по причине нехватки бензина, топливную систему переоборудовали под газ.

 

3

 ЗИС-155

ЗИС-155

На смену 154 модели городского автобуса, который начали выпускать сразу после войны, в 1949 году пришли новые 155-е ЗИСы. Вместительность салоны была рассчитана на 50 человек, и только 28 сидячих мест.

Это был первый советский автобус, на котором установили генератор переменного тока. Дешевизна модели позволила в короткие сроки обновить послевоенный автобусный парк. В 1957 году с конвейера сошла последняя модель ЗИС-155. Они ещё работали на маршрутах, а сейчас их можно встретить в кинофильмах. Кстати, не пропустите на most-beauty.ru обзор лучших советских фильмов.

ЗИС-155

Московский завод выпускал междугородний вариант городского транспорта. В таких моделях ставили 15 кресел самолётного типа. Они обслуживали пассажиров по маршруту Москва — Симферополь. В Харькове была 4 часовая стоянка, а в пути, учитывая отдых, туристический ЗИС-155 преодолевал за 38 часов.

 

4

 ЗИС-127

ЗИС-127

Выпуск первого советского автобуса, предназначенного только для междугородных рейсов, начался в 1955 году. Красоту общему виду придавали гофрированные борта, и множественные алюминиевые и дюралевые детали.

Рассчитан был на 32 посадочных места, с удобными креслами. Спинки кресел можно было регулировать. Дополняло комфорт освещение в салоне, а также эффективная система вентиляции. Водитель был отделён от салона перегородкой и у него был установлен отдельный вентилятор.

ЗИС-127

Обслуживали ЗИС-127 маршруты из Москвы в Симферополь и Москва — Рига, а также соединили другие города Советского Союза. На трассе развивал скорость до 95 км/час. В 1961 году были сняты с производства.

 

5

 ТурбоНАМИ-053

ТурбоНАМИ-053

На базе ЗИЛ-127 Научно-исследовательский институт «НАМИ» в 1959 создал экспериментальную модель. Он служил своеобразной лабораторией на колёсах, и на пассажирских маршрутах его не использовали.

Первый в ряду советских автобусов, на котором установили двигатель с газовой турбиной. Отличался он и дизайном. Корпус облегчили за счёт использования лёгких материалов. У водителя в распоряжении были только педали тормоза и газа, а установленная турбина вдвое увеличила мощность машины.

ТурбоНАМИ-053

Пробег ТурбоНАМИ составил 5 000 км, а превысить скорость более 160 км/час не позволяли шины, которые не выдерживали нагрузки при пересечении отметки в 160 км.

 

6

 ЛиАЗ-158В

ЛиАЗ-158В

Выпуск модернизированного автобуса, получившего буквенный индекс «В», начался в 1961 году на Ликинском заводе. В Москве и Ленинграде они обслуживали наиболее загруженные маршруты с большим пассажиропотоком.

Вместительные и экономичные они начали поступать в автобусные парки в начале 62 года. По производственным документам они называются «ЗИЛ-158В производства Ликинского автобусного завода». Такая же надпись красуется и над капотом машины.

ЛиАЗ-158В

Конструкторы разработали более дешёвые и менее красивые городские модели. Из-за этого, в 1971 году «158-х» сняли с производства, а в некоторых городах их эксплуатация продолжалась до начала 80-х годов.

Кстати, на нашем сайте most-beauty.ru есть интересная статья о самых красивых машинах в мире.

 

7

 ЗИЛ-159

ЗИЛ-159

На этом красавце, который собрали в канун нового 1959 года на заводе имени Лихачёва, так и не довелось покататься советским гражданам. С клёпаным дюралевым корпусом смотрелся довольно экстравагантно.

Городской автобус был рассчитан на 70 пассажиров, из которых 27 могли сидеть. Конструкторы значительно увеличили проём дверей, что ускорило высадку и посадку. Были в нём и технические новшества: гидроусилитель руля, экспериментальный V-образный двигатель на 8 цилиндров.

ЗИЛ-159

ЗИЛ-159 был выставлен на ВДНХ, прошёл ходовые испытания, и специалисты признали его перспективность. Машина была выпущена в единственном экземпляре, а в серию так и не запущена. Причиной стал банальный перенос сборки автобусов из Москвы в Ликино-Дулево.

 

8

 ПАЗ-665Т

ПАЗ-665Т

История самого популярного на пригородных маршрутах автобуса начиналась в 1952 году, а в 1965 с конвейера сошёл необычная модель «665Т».

Буква «Т» означала «туристический», а сконструировали его и собрали его для участия в 18-ой по счёту Международной автомобильной выставки. У него не двери, изменили переднюю панель, колёса украсили хромированными дисками.

ПАЗ-665Т

Из города Павлова до Франции модель дошла своим ходом. Советская машина заняла второе место на выставке, а также Приз отличия. После выставки, его так и не поставили на серийное производство. «ПАЗ-665Т» остался в единственном опытном экземпляре.

 

9

 ЛАЗ-695

ЛАЗ-695

Львовский автомобильный завод строили, начиная с 1945 года, всем миром. Сначала он выпускал механизмы и оборудование для автобусов других предприятий, а в 1956 году из ворот завода выехала собственная модель.

Оригинальный ЛАЗ 695 модели впитал в себя основные достижения лучших автобусов того времени. Обтекаемые формы, закруглённые стёкла на крыше, между стёклами были тонкие перегородки, а окна имели выдвижные форточки. Всё это выделяло ЛАЗ среди детищ советской автомобильной промышленности, делая его, как говорили, «воздушным».

ЛАЗ-695 б

Впервые двигатель установили сзади пассажирской машины. Через два года автобус модифицировали, дизайн сделали проще, и свой оригинальный вид он утратил.

 

10

 ПАЗ-Турист-Люкс 8,5

ПАЗ-Турист-Люкс 8,5

Первая модель советского «туриста» ПАЗ-665Т получила серебряную медаль на международном автосалоне. Это вдохновило конструкторов на создание более совершенной модели.

Новый ПАЗ был собран в марте 1969 года. К названию добавили приставку «люкс», и это полностью отвечало комфортабельности автобуса. Комфортно было всем, и пассажирам, и водителю с экскурсоводом. Сиденья обеспечили механизмом наклона. В задней части были умывальник, бар и гардероб.

ПАЗ-Турист-Люкс 8,5

Выделялся новенький ПАЗ оригинальным дизайном, который был отмечен на международных выставках. Победив на автосалоне в Ницце, куда модель из Москвы доехала своим ходом, ещё раз принимал участие в ралли и выставках. Но в серию красивенький ПАЗ-Турист-люкс так и не запустили.

 

11

 ЗИУ-6-2М

ЗИУ-6-2М

Рабочие предприятия имени Урицкого, выпускающие троллейбусы, в 1971 году собрали в своих цехах опытный образец «ЗИУ-6-2М». Население городов увеличивалось, и автобусному парку нужны были новые машины.

Комплектующие предполагалось поставлять с заводов Чехословакии и Венгрии. Салон ЗИУ был рассчитан на 38 сидячих мест, а всего мог перевозить, как и троллейбус, до 100 пассажиров.

ЗИУ-6-2М

Модель превосходила ЛИАЗЫ, бегающие уже по советским городам, по количеству мест и экономичности. Но завод так и не наладил серийный выпуск, оставив прежнюю специализацию — выпуск троллейбусов.

 

12

 ЛАЗ-4206

ЛАЗ-4206

Разработку нового пригородного автобуса, рассчитанного на 74 места, началась в 1984 году. Первый опытный экземпляр вышел с конвейера в 1988 году, а малую серию выпустили уже после краха СССР.

В отличие от других местно-сельских машин, отличался необычным дизайном. Все уже привыкли к сельским «ПАЗикам», а тут такой длинномерный автобус с большими окнами и багажными отделениями. Развивал скорость 115 км/час.

ЛАЗ-4206

Двигатель располагался сзади, а над крышкой моторного отсека красовалась надпись «4206». Выпустили лишь небольшое количество машин, а в серию пошла модель под номером 4207.

 

13

 ЛАЗ 697/699 «Турист»

ЛАЗ 697 Турист

С 1959 года завод во Львове начал выпуск туристических автобусов. Использовали их для обслуживания междугородных маршрутов небольшой дальности, они широко возили туристов по городам и курортам юга СССР, обеспечивали экспресс-доставку людей на специализированных маршрутах. Так, ЛАЗ-699И с 1974 года доставлял космонавтов на стартовую площадку.

В 1982 году серию «697» остановили, чтобы обеспечить широкий выпуск нового советского «междугородника» ЛАЗ-699. В плане дизайна и комфортности, это стала одна из лучших моделей советских конструкторов.

ЛАЗ 697/699 «Турист»

Комфортабельный уютный салон с раскладывающимися креслами, вместительные багажные отделения обеспечивали максимальный комфорт при поездке. С распадом Советского Союза Украина ещё несколько лет выпускала ЛАЗы, но в 2002 завод закрылся.

 

14

 Микроавтобусы «Юность»

Микроавтобусы Юность

Самый известный советский микроавтобус ЗИЛ-118 «Юность» начали выпускать в 1961 году. Появившись на улицах советских городов, они привнесли новое дыхание и свежесть в городской пейзаж.

Микроавтобус неоднократно принимал участие в международных автосалонах, получи в общей сложности 12 наград. Завод Форда вёл переговоры о покупке лицензии на выпуск «Юностей», но советский автопром был неумолим.

ЗИЛ-118

Комфортабельные и уютные они использовались на туристических и экскурсионных маршрутах, обслуживали иностранцев. В первоначальном варианте выпускалась модель до 1971 года, а уже несколько модифицированные «Юности» собирали на «ЗиЛ» вплоть до 1994 года.

 

Заключение

Самые красивые автобусы в СССР

Время пощадило некоторые советские модели, и они продолжают служить людям. Многие труженики советской эпохи навечно застыли на постаментах, став своеобразными памятниками истории советской автомобильной промышленности. Отреставрированные стали экспонатами музеев транспорта или пополнили частные коллекции любителей ретроавтомобилей.

И ещё несколько фото советских автобусов:

фото автобусов СССР

Старые советские автобусыфото советских автобусов

Автобусы СССР старые фото

Икарус старое фото

Автор: Валерий Скиба

Поделиться

8 КОММЕНТАРИИ

  1. Юности и ПАЗики и сейчас изредка мелькают на улицах. В глубинке даже ЛИАЗы можно встретить. А вот Икарусов и ЛАЗов уже не осталось. Особенно нравился ЛАЗ с воздухозаборником на крыше

  2. А о скотовозе с АКПП так ни чего и не рассказали, с его булькающим двигателем….

  3. Мне конечно ПОФИГУ — 36 лет не езжу на автобусах!- НО тем не менее — ГДЕ Львовские автобусы (в жопе на дне)! ВСЕ автобусы — сворованы с американских моделей! Но это пол- беды! в 80-х ВЕСЬ ссср ездил на Икарусах ( в межгороде) ! А теперь — на Неопланах, Мерседесах и ПР!
    А МЫ на БМВ — спорт- купе! Хватит ИЗВРАЩЕНИЯМИ заниматься и ездить на «скотовозах»!

  4. Да, ни одного Икаруса — ни желтого пассажирского, ни бело-красного междугороднего. А какой красавец был бело-розовый «пузатенький» Икарус

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here