Научная фантастика — особенный отдельный жанр кинематографа. Она подарила мировому кино огромное число взлетов как в прямом, так и в переносном смысле. Научная фантастика включает в себя драматические и комедийные картины, фильмы для детей и философские повести, мелодраматические произведения и вызывающие жуть триллеры. Взглянем на 10 культовых научно-фантастических фильмов, ставших вехами кинематографического научфанта.
1
«Матрица» 1999г.
Фильм братьев (впоследствии ставших сестрами) Вачовски «Матрица» — картина-мечта тинейджеров. В фильме огромное количество эффектных рукопашных схваток и перестрелок, превзошедшие свое время спецэффекты, колоритные агенты и запутанная теория заговора. Наиболее эффектными выглядят сцены с «летающим кунг-фу».
Матрица разорвала заезженный в восьмидесятых и девяностых годах жанр «человечество против машин», превознеся его на новый уровень. Уставшие от топорного противостояния героя, в одиночку мужественно разбивающего армию неуклюжих головорезов, поклонники получили нечто новое. Герой Киану Ривза, хоть и является избранным (имя Neo является анаграммой слова «one», которое можно трактовать как «особенный») со сверхспособностями, противостоит разумной компьютерной программе не один, а с целой группой повстанцев.
2
«Терминатор» и «Терминатор 2: Судный день»
Затраты в 7 миллионов долларов с лихвой окупили себя, принеся создателям 78 миллионов кассовых сборов для первого, ставшего великим, научно-фантастического триллера Джеймса Кэмерона. Впоследствии «Терминатор» стал долгоиграющей франшизой (на данный момент снято 5 фильмов серии), но реально стоящими остаются лишь две первые картины, к которым приложил руку Кэмерон. Фильм стал классикой жанра научной фантастики и одновременно сделал из бодибилдера Арнольда Шварценеггера звезду кинематографа.
Фильмы поднимают вопрос создания искусственного интеллекта и временных парадоксов путешествий во времени. Все это завернуто в обертку с замечательным экшеном и сдержанным юмором. Действие первого фильма разворачивается вокруг Сары Коннор — матери будущего лидера восстания людей. Из будущего прислан робот, с целью убить Сару и не дать родиться, победившему машины мальчику — Джону.
Во втором фильме из будущего направлены уже два человекообразных робота. Цель первого (героя Шварценеггера) — защитить подростка Джона Коннора от второго — усовершенствованной модели андроида, способного принимать любые формы.
3
«Близкие контакты третьей степени» 1977г.
Стивен Спилберг воскресил и оживил жанр инопланетного вторжения после 50-летнего эксплуатирования образов агрессивно настроенных пришельцев, с бластерами в руках. В экстравагантных спецэффектах 1977 года Спилберг показал контакт с инопланетными цивилизациями, как ворота к новым знаниям, новым возможностям, как дорогу к более развитому сознанию.
Главный герой Рой Нери — обычный семейный парень из пригорода, которого после встречи с НЛО преследуют таинственные звуки. Странное поведение героя вызывает ужас у его жены и их детей. В итоге Рой, в компании таких же свидетелей таинственных событий, попадает в засекреченный правительством город, вблизи места предполагаемого контакта. Из всех присутствующих только Роя инопланетяне берут на борт своего корабля.
Фильм хорош не только как научная фантастика. Он поднимает важные социальные проблемы, особенно близкие американцам современникам войны во Вьетнаме и Уотергейтского скандала.
Фильм был расширен в специальной режиссерской версии 1980 года.
4
«Звездные войны»
Оригинальная трилогия «Звездных войн» с первых кадров первого фильма выкладывает карты на стол: гигантский злобный космический корабль преследует летательный аппарат гораздо меньших размеров. Как и остальную часть фильма, этот фрагмент можно смотреть без звука, что никак не повлияет на интерес восприятия картинки. История Джорджа Лукаса — это сюжет классического большого путешествия, завернутый в оболочку из роботов, космических кораблей и сражений на лазерных мечах.
Киноиндустрия 70-х годов не была готова оплатить финансовую составляющую такого амбициозного режиссерского проекта. Технический прорыв в области спецэффектов был совершен вопреки скромному бюджету. Лукас привлек молодых людей, работавших ранее исключительно над малобюджетными авторскими фильмами и совершенно не связанных с кино специалистов. На выходе получился фильм, задавший тон в создании спецэффектов на многие годы вперед.
В основе сюжета борьба группы повстанцев, возглавляемых древним орденом космических самураев — джедаев, против технологичной космической империи. В ходе трилогии молодой джедай в многочисленных путешествиях и противостояниях находит новых друзей, обретает семью и узнает тайну своего происхождения.
5
«Инопланетянин» 1982г.
После выхода в 1977 году «Близких контактов третьей степени» (см. № 8), режиссер Стивен Спилберг изменил сюжетную концепцию контакта человечества с инопланетными разумными существами. В созданном в 1982 году «Инопланетянине» режиссер задается вопросом о том, как поступят чужие при встрече с человечеством, а не как будут вести себя люди. В результате фильм стал блокбастером, затмившим даже «Звездные войны». Неслыханный подвиг для фильма с таким ярко выраженным научно-фантастическим содержанием (9 номинаций на «Оскар» и 4 победы).
Несмотря на все фентезийные жанровые атрибуты, картина задевает любимые Американской киноакадемией социальные аспекты жизни: непростые отношения 10-летнего мальчика Томаса с семьей. В фильме мало рассказывается о происхождении инопланетянина. Спилберг сфокусировал свое внимание на том, что средний из трех детей в семье в пришельце нашел друга, которыми для него не смогли стать ни милая, но навязчивая младшая сестра, ни циничный старший брат-подросток.
После легкой и сердечной первой половины, фильм погружается в более драматичный контекст во второй. Когда о существовании инопланетянина узнают взрослые, его помещают на карантин, обрекая на страдания.
По словам Спилберга, его картина — это история о двух, находящихся в меньшинстве неудачниках объединяющихся под гнетом обстоятельств.
6
«Солярис» 1972г.
Андрей Тарковский начал работу над адаптацией философского научно-фантастического романа Станислава Лема в 1968 году. После сложных переговоров с советской цензурой было дано добро на съемки фильма отличного от чего-либо снятого до и после этой картины.
В романе Лема излучение далекой планеты вызывает странные изменения в психике исследующих ее людей. У пребывающих на орбите ученных начинаются видения об их прошлом, вызывающие угрызения совести. Только прибывший с Земли исследователь также подвергается воздействию таинственного излучения.
Картина Тарковского поднимает важные этические вопросы: веры, памяти и преображающей силы любви. Этот фильм признают одной из лучших картин в истории жанра научной фантастики. Справедливости ради стоит отметить, что адаптация фильма мало раскрывает идею книги Лема. Это довольно свободная интерпретация, которую критиковал польский писатель.
Читайте также: Лучшие фильмы советского периода.
7
«Чужой» 1979г.
Над научно-фантастическим триллером Ридли Скотта «Чужой» поработала огромная команда чрезвычайно талантливых людей: над точеным сценарием корпели Дэн О’Бэннон и Рональд Шусетт, камерой управлял оператор-перфекционист Дерек Ванлинт, леденящую кровь музыку сочинил Джерри Голдсмит, выверенные эффекты создал Брайана Джонсон. В актерском составе можно выделить Сигурни Уивер, Гарри Дин Стэнтона, Яна Холма и Джона Херта.
Замечательная, во многом революционная работа в «Чужом» была проделана в области дизайна. Над фильмом работала целая команда выдающихся кинохудожников, во главе с Роном Коббом и Гансом Гигером. Декорации в фильме потрясающе реалистичны.
История рассказывает об экипаже корабля, подвергшегося нападению агрессивной инопланетной формы жизни. Приняв сигнал об опасности за просьбу о помощи, экипаж космического буксира высаживается на неизвестной планете. После нападения команда решает вернуться в космос, случайно захватив на борт личинки чужого.
Фильм Ридли Скотта — лучший представитель поджанра научно-фантастического ужаса.
8
«Бегущий по лезвию 2049» 2017г.
Большинство режиссеров, которые закончили научно-фантастический фильм, как правило, выбирают что-то более земное для своего следующего проекта. Ридли Скотт, отступив от темы инопланетян, запустил фантастическую историю о людях разных классов.
Основываясь на романе Филиппа Дика «Мечтают ли андроиды об электроовцах?», режиссер «Чужого» снял увлекательную и в то же время философскую историю. Сюжет картины повествует о детективе вынужденном искать и уничтожать репликантов — андроидов, созданных путем генной инженерии. «Человек или Репликант?» — моральная дилемма, возникающая у главного героя, красной нитью проходит через фильм.
Фильм был неоценен и не понят в момент его выхода на широкие экраны и провалился в прокате, но с течением времени стал культовым, в основном благодаря выходу режиссерской версии картины, с открытым финалом.
9
«Метрополис» 1927г.
Несмотря на множество снятых научно-фантастических фильмов, ни один из них не делает отсылок к классике немого кинематографа — фильму «Метрополис» немецкого режиссера Фрица Ланга. Возможно это связано со множеством версий этого фильма. Изначальная версия хронометражем 2,5 часа была почти вдвое сокращена для проката, а на протяжении двадцатого столетия периодически появлялись версии с вырезанными кадрами и сюжетными линиями.
В свое время фильм стал вехой в кинематографе с новаторским подходом к спецэффектам и работе с камерой. Для воссоздания города будущего ушло два года времени и, в перерасчете на современные деньги, около 200 миллионов долларов. Но не это было ключом к долголетию фильма, а его тематическое содержание: классовый конфликт на фоне романтической истории. «Метрополис» — фильм-предупреждение о возможном сценарии будущего.
Город будущего разделен на две части: аристократическую верхнюю и рабочую нижнюю. Жизнь наверху похожа на рай, жители низа влачат жалкое существование на тяжелой работе, став, по сути, придатком к машинам. Сын главы города влюбляется в проповедующую терпимость девушку из низов — Марию. Сочувствуя рабочим, он может изменить уклад в Метрополисе. Этому пытается помешать враг главы города. Его цель уничтожить Метрополис с помощью робота-копии Марии.
10
«2001 год: Космическая одиссея» 1968г.
Когда «2001 год: Космическая одиссея» была впервые выпущена на экраны, немногие предсказали ее роль и влияние на современный кинематограф. На самом деле почти никто не предрекал фильму даже кратковременной славы.
Вопреки скепсису «Одиссея» стала классикой научно-фантастического кино и чаще других картин признается лучшим фильмом в истории этого жанра. Неторопливое действие фильма разворачивается под классическую музыку. Помимо философских размышлений о вере, Боге и истории развития человечества Кубрик представил к обсуждению потрясающий визуальный ряд. И спустя 50 лет после выхода картинка фильма смотрится совершенно современно. «Одиссея 2001» стала шаблоном и своеобразным мерилом для всех фильмов, претендующих на роль серьезной космической саги.
Сюжет фильма рассказывает о космической экспедиции к загадочным обелискам — «монолитам», встреча с которыми круто изменила ход истории человечества, подтолкнув цивилизацию к дальнейшему развитию. Встреча с первым из таких «монолитов» произошла на Земле, во времена австралопитеков, со вторым — на Луне. На поиски третьего обелиска была отправлена экспедиция в район Юпитера.
Часть команды была погружена в анабиоз, а кораблем управляли два пилота и сверхкомпьютер. Драматическая линия построена вокруг незнания людьми истинной миссии экспедиции и их идущими вразрез с жесткими программными установками компьютера действиями.
?
В завершение
На этом наш рейтинг лучших научно-фантастических фильмов подошёл к концу. Редакция most-beauty.ru предлагает вам написать в комментариях какие ещё фильмы этого жанра вам очень понравились.
Примечание редактора: эта статья была обновлена с момента её первоначального опубликования в январе 2018 года.
А для деток «Москва-Кассиопея»… А «Солярис» действительно пугающий, и заставляющий задуматься о многом…
На научную фантастику тут тянет разве только «Бегущий..», все остальные — фэнтези.
Фильм “Солярис” ( Тарковского, рожд. 04.04. 19…г) — это изложение содержания книги, как её может понимать человек «масштабных» свойств => характеристики левой части даты дня календаря планеты Земля: “ноль”(0) — это газовая среда => прозрачная (открытость: наивность: мир детства), видение в ней ландшафта (видение помещения одним взглядом), рассеянная, в ней молнии (мгновенность), обязательность перед собой (водород+кислород), легкость походки (отсутствие интереса к проблемам), из-за присутствия везде — способность прощать, постоянное чувство голода (из-за нагрузки обязательности) => т.е. это законы ХИМИИ… “четыре”(4) — это определенный светоцвет в спектре света: зелёный, который согласно оптике есть один из трёх простых: красный, зелёный и синий (где «простой» означает «жесткий (твёрдый)»), а сам цвет означает содержание… Вот вам и «дата ДНЯ»: говорим среда — понимаем человек(скорость мышления, речи и действий); говорим цвет в спектре света — понимаем человек(вид мышления, речи и действий) => а вместе — левая и правая части (т.е.кратко) «04» означает, что это человек масштабного содержания… «Дата дня» согласно географии — это один оборот планеты Земля…; согласно откровениям прохожих — это «дела»…; а ещё есть «дата месяца»:____восприятие своих дел (как средний масштаб в астрономии); и есть ещё «дата года»:____ планирование своих дел/ дальних:десятки лет и ближних/единицы лет (как больший масштаб в астрономии); и завершает все Биология: факт того, свет в виде газовой среды (табл.Менделеева), которая одновременно в трёх состояниях(газы,жидкости,кристаллизация) выглядит клеткой любого организма..; а клеток-то в организме ужась сколько (!)… Всего четыре школьных учебника, в которых разрозненно находятся эти азы естествознания, и любого человека можно понять… И это уровень школьной программы, который легко и мгновенно объясняет все причины событий на планете Земля (что и было отправлено в Польшу писателю-фантасту Станиславу Лему: 12.09.19…, который сразу же вышел из затворничества и стал давать прессе свои комментарии о своих книгах)… А Лем-то был электронщиком, что позволяло ему искать объяснения о сути мышления человека, но месяц-то какой (?!)… здесь правит не спектр света, а свойство интуиции (законы пронизывающего копирования, которе везде в биомире)…; в спектре света всего семь законов света, а “8” (поток света/светский человек, мягкая натура:аристократ: улыбки, многословие и обещания) и “9” (отражение света/деловой человек, жесткая натура:банкир:серьезность, малословен и выгода: практичность) и “10 (8+9)” (сочетание прежних свойств)… Зная физические характеристики солнечного триединого света; зная свет как газовую среду, т.е. характеристики газовой среды, и далее характеристики жидкой среды (как первую видимую и ощущаемую среду, и характеристики твёрдой среды: кристаллизации -нет проблем понять человека, являющегося по сути микроединством трёх сред, т.е. микроскопией планеты Земля… Все организмы на планете Земля есть она сама в различных вариантах и количествах… Вот о чем и хотел сказать Станислав Лем, когда говорил в романе «Солярис» словами своего героя: “Я не знаю что это такое (об Океане), но здесь что-то связано с совестью…” А вот объяснение совести находится в “Тональности материализации спектра света”: светлый участок (мысли о истиной светлой вере) контрастного диапазона материализации; контрастный участок (мысли только советской жизни:театры, музей и т.п.) контрастного диапазона материализации; и темный участок -“- (мысли агрессивного или полного уныния характера)… Это-то он и не успел изучить в своих исследованиях… И когда прочитал исследования школьного уровня о планете Земля (из России, переданные ему студентами , то тут же вышел из своего затворничества… Человек ожил, снова обрёл силу духа и стал трудиться в своём обществе… Это и есть суть законов планеты Земля! Что до Тарковского… То его надо понимать, как человека неуемной энергии, т.к. все «масштабные» — это “великаны” жизни… Они же «правители» с детской натурой: могут спасти, а могут (плохого, -уж) раздавить незаметна… Вот так-то жители планеты Земля… Любите свою планету и узнаете свою судьбу!!! И теперь самое главное: правда всегда глаза режет тем, у кого рыльце в пушку, т.е. этот текст не должны пропустить как комментарий! Давайте проверим!!!
Считаю, что можно посмотреть от нечего делать!
на один и тот же лад
«Звёздные войны» и «Инопланетянин» никакого отношения к научной фантастике не имеют!!!
«Эффект стула»! От Бузовой!
А как же «Полёт навигатора»?
Человек со звезды
Мой рейтинг: Космическая одиссея и Солярис на первом месте, это шедевры фантастики. На втором Звездные войны (не все фильмы франшизы) и Чужие и Терминаторы первые два, а дальше как хотите, так и ставте.
Очень нравится фильм «Контакт» с Джоди Фостер в главной роли. Ее героиня достойна восхищения! Ну и фантастическая идея тоже неплоха.
и что среди всего этого голливудского ширпотреба для прыщавых поглощателеейй попкорна только солярис а вы автор родину не любите как оказалось
Мир Вам !
Хорошая подборка (в отличие от других)!
Автор забыл наш фильм » Планета бурь» 1961 г. Павла Клушанцева.
Стэнли Кубрик в интервью признавался, что именно эта картина сподвигла его взяться за «Одиссею». Без стеснения переделанная Американцами под себя она вышла в прокат ( в США) под названием «Путешествие на доисторическую планету»
Всех благ.
Не всё смотрел, но хочу спросить каким местом Звёздные войны отнесли к научной фантастике, если оно чистое фэнтези?
А как же «2001: Космическая Одиссея» ? Нехорошо! «Чужой» вполне себе science fiction.
Вопиюще не хватает «Аватара» и, особенно, «Интерстеллар». После бессмертного шедевра Кубрика последний — лучший фильм в жанре н-ф. А вот «Звездные войны», при всей моей любви к ним, к этому жанру не относятся.
Звездные войны такая же «мусорная фантастика» как и «трансформаторы»… Для прыщавых тинейджеров и под попкорн. Фильмы сделаны из комиксов. Если убрать » Звездную локацию» то в сухом остатке останется третьесортная стрелялка. Фантастика притивная ниже плинтуса.