С древнейших времён человечество манило в небо. Человек смотрел на птиц, придумывая аппараты с крыльями. Параллельно появлялись механизмы с вертикальным взлётом. Первый такой аппарат был изобретён в Китае в 400 году до нашей эры. Толчок развитию винтокрылых летательных аппаратов дали работы Леонардо да Винчи, Михаила Ломоносова, Николая Жуковского. Перелистаем страницы истории авиастроения, чтобы представить экспериментальные вертолёты, созданные в разных странах мира.

 

1

ЦАГИ 1-ЭА

ЦАГИ 1-ЭА

экспериментальные вертолеты. CC0

Открывает список первый вертолёт Советской России, поднявшийся в воздух в 1930 году. В основу схемы были положены разработки Бориса Юрьева, которые он опубликовал ещё в 1909 году.

Разработал и проводил испытательные полёты Алексей Черемухин, из-за чего аппарат ещё именовали «Черемухин». Фюзеляж сварили из стальных труб, а на крепкий корпус установили двигатели с винтами. Несущий винт имел в диаметре 11 м.
ЦАГИ совершил 39 полетов, и даже установил мировой рекорд. В один из полётов Черемухину удалось поднять машину на высоту 605 метров. Рекорд не зафиксировали, так как СССР тогда не входил в состав Международной Авиационной Федерации. ЦАГИ стал прототипом для создания более совершенных моделей.

 

2

Oehmichen No 2

Oehmichen No 2. CC0

Прославленный французский инженер Этьен Эмишен назвал вторую свою модель No2, и она была намного лучше первого опытного экземпляра.

Внешний вид французского детища мало напоминает современные вертолёты. На громоздкой раме изобретатель установил четыре двигателя, которые приводили в действие винты. Сама конструкция имела крестообразную форму.

Один двигатель обеспечивал подъём машины, остальные стабилизировали горизонтальную стабильность. Два толкающих винта двигали машину вперед. Первый раз он поднял свое детище в воздух в 1923 году. Потом француз разочаровался и вернулся к воздушным шарам.

 

3

De Lackner HZ-1

вертолет De Lackner HZ-1. CC0

Вертолёт без корпуса выглядел устрашающе. Военное командование Вооруженных сил США поручило конструкторам создать машину для одного человека, которая могла бы свободно летать над полем боя.

Необычный проект был представлен в 1954 году. На финансирование денег не жалели. Под площадкой, на которой стоял летчик, располагались винты и небольшой двигатель. Пилот должен был держать равновесие самостоятельно, иначе мог упасть на лопасти винтов.

Конструкция была очень легкой, а скорость развивала до 115 км/час. Необычный прототип не нашел отклика у военных, а потому финансирование прекратили.

 

4

Sikorsky X-Wing

Sikorsky X-Wing. CC0

Игорь Сикорский и конструкторы созданной им компании «Sikorsky Aero Engineering Corporation» не боялись экспериментировать. Конструкторское бюро работало над усовершенствованием созданных ранее летательных аппаратов.

В середине 1970-х годов конструктор начал эксперимент, сочетая новые мощные роторные установки с аэродинамикой. Получилась забавная модель, напоминающая летательные аппараты из «Звездных войн». Была увеличена ширина лопастей, а реактивные двигатели располагались по бокам фюзеляжа.

После вертикального взлёта крестообразное крыло фиксировалось, и лопасти «X-Wing» выполняли роль обычного крыла, как у самолётов. Разработки потребовали дополнительного финансирования, и руководство ВВС США свернули проект.

Кстати, на most-beauty есть интересная статья про самые маленькие самолеты в мире!

 

5

Kaman K-125

экспериментальные вертолёты: Kaman K-125

Чарльз X. Каман грезил небом, и мечтал конструировать винтокрылые машины. Для этого в 1945 году он создал фирму «Kaman Aircraft Corporation».

Изобретатель собрал вокруг себя талантливых, увлеченных людей. Они работали дружно и плодотворно. Уже в январе 1947 года в воздух взлетел их первый экспериментальный вертолёт, получивший серийное обозначение К-125.

Легкая конструкция без обшивки позволяла легко набирать высоту, двигатели, разгоняющие винты, обеспечивали высокую скорость. Одноместная машина стала прототипом для создания усовершенствованных экземпляров К-155 и трехместного-225.

 

6

Percival P.74

экспериментальные вертолеты Percival p-74. CC0

Немецкие авиаконструкторы в годы Второй мировой войны проводили эксперименты, создавая летательные аппараты со странным вращением винта.

Лопасти в таких вертолётах крепились на концах роторов, а реактивные двигатели подавали мощную воздушную струю. Через сопла, воздух вращал основной винт.

Немецкий летательный аппарат остался экспериментальной моделью, не поступив в серийное производство.

Британские инженеры в 1950-х годах решили возродить идею немецких конструкторов. Так появился «Percival P.74». Двигатели размещались не снаружи, а внутри фюзеляжа. Машина была громоздкой, а мощности двигателей не хватило, чтобы поднять вертолёт в небо. Проект закрыли, как неперспективный.

 

7

Kellett-Hughes XH-17

экспериментальные вертолёты: ellett-Hughes XH-17. CC0

В 1946 году министерство обороны Соединенных Штатов огласило конкурс на создание вертолёта, способного поднимать тяжелые негабаритные грузы. Было еще одно условие — вся конструкция летательного аппарата должна была разбираться.
Удачный проект предоставила компания «Kellett Aircraft». Но из-за финансовых проблем, компания была закрыта, а ее разработки перешли к «Hughes Helicopters». В 1952 году в воздух поднялся опытный экземпляр «XH-17». Это был настоящий трансформер, собранный из различных частей.

На вертолёте установили кабину от самолета CG-15, шасси бомбардировщика В-25. Топливные баки тоже заимствовали у В-29. Весил «Летающий кран» 24 тонны. Ревел он как сотни реактивных самолетов, а эффективность была минимальной. После окончания войны в Корее проект был свернут.

 

8

Ка-22

Модель Ка-22

Источник фото: Fa2013a / CC BY-SA

Разработан Конструкторским бюро Камова в 1962 году на основе поперечной схемы. На нём были установлены два турбовинтовых мощных двигателя и два винта. В классификации НАТО его назвали «Обруч».

Создавали модель на основе фюзеляжа военно-транспортного самолета ЛИ-2. Первый полет в апреле 1961 году чуть не закончился трагедией. Из-за флаттера одна из лопастей лопнула. Экипаж с большим трудом посадил винтокрыл. Конструкторы учли все ошибки, и уже на следующих испытаниях «Ка-22» развил скорость в 356 км/час.
Модель оказалась очень сложной в управлении. Сложно было квалифицировать, вертолёт это, или самолет. После двух катастроф, повлекших за собой смерть лётчиков, разработки над созданием советского винтокрыла были остановлены.

 

9

Fairey Jet Gyrodyne

экспериментальные вертолёты: Fairey Jet Gyrodyne. CC0

Реактивный «Fairey Jet Gyrodyne» стал оригинальной комбинацией вертолёта и автожира. Конструкторы поставили на опытный экземпляр реактивные двигатели.
Через эжекторы в соплах горелках впрыскивалось топливо. Такая система использовалась для подъема и набора скорости. После этого машина переходила в режим самолёта с неподвижным крылом. Создателям удалось применить систему, которая снижала мощность роторов в полёте.

Сложная система требовала от пилота выполнения сложных функций переключения с одного режима полета в другой. Дорогостоящий и сложный в управлении вертолёт не ввели в серию, а сам проект закрыли в 1961 году.

Читайте также: Рейтинг лучших частных самолетов мира

 

 

10

Ка-56

Параллельно с разработкой тяжелых вертолётов Советский Союз ввязался в мировую гонку создания лёгких машин. Военные хотели видеть аппарат, который мог использовать спецназ за линией фронта в тылу врага.

Свою концепцию предложил Камов, создав небольшую модель Ка-56. Он оказался очень лёгким, а все детали легко складывались. Отправить за линию фронта его можно было в небольшой капсуле. На подводных лодках даже разработали специальные пусковые установки.

Пилот мог собрать аппарат за 10 минут. Проект был перспективным, но для столь легкой машины не нашли двигатель. Был проведен ряд наземных испытаний и несколько часов налета, после чего программу закрыли.

 

11

В-7

экспериментальные вертолёты: вертолёт В-7

Источник фото: Mike1979 Russia / CC BY-SA

Первый советский реактивный вертолёт, разработанный К.Б. Миля. Работы над созданием начали в середине 50-х годов, а в 1957 уже были созданы 5 опытных экземпляров.

Конструкция была достаточно простой. Создатели отказались от механической трансмиссии, а лопасти приводились в движение газами, выходящими из сопел двигателей. Диаметр несущего винта был равен 60 м. впервые на И-7 установили полозковое шасси.

Двигатель и аэродинамические качества требовали серьезной доработки. Дорогостоящий проект прикрыли, но В-7 стал первым и единственным в мире вертолётом, на краях лопастей которого установили турбореактивные двигатели.

 

12

Ми-12

Ми-12

Источник фото: Bernhard Gröhl / CC BY-SA

Эта модель продолжила линию тяжелых грузоподъемных советских вертолётов. Это крупнейший вертолёт в истории авиации. Первый раз он поднялся в небо в 1967 году.

На машине установили мощные двигатели и роторную систему, которые
позаимствовали у Ми-6. На двух сторонах установили по одной роторной системе. Из-за чего пришлось укрепить фюзеляж. Сам фюзеляж имел двухэтажную конструкцию для лучшего обзора из кабины пилотов.

Во время одного из полетов, Ми-12 застыл в воздухе. В этот момент заглох один из двигателей и вертолёт рухнул. Создателям удалось восстановить машину, но проект закрыли. Крест на программе поставила изменившаяся концепция советского военного командования.

 

13

Як-24

экспериментальные вертолёты: Як-24. CC0

В начале июля 1952 года в воздух поднялся настоящий летающий дом с двумя мощными двигателями. Располагались они впереди и сзади огромного фюзеляжа.

В 1951 году Министерство обороны СССР предложило авиаконструкторам создать вместительную машину для Воздушно-десантных войск. Кроме именитых создателей вертолётов Камова и Миля предложение получили конструкторы самолетов. Из всех только Яковлев создал отвечающую военным запросам машину.

Длина Як-24 достигала 22 метра, а в высота 6,5 метров. Во время первых испытаний Як сильно трясло. Создатели решили эту проблему в 1955, но необходимость в таком большом вертолёте отпала. Появился более мощный Ми-6.

 

14

Sikorsky X2

Вертолет Sikorsky X2

Автор фото: Valder137 / flicr

В 2008 году компания Сикорского представила миру экспериментальный вертолёт соосной системы. За основу была взята модель 1972 года S-69.

На «Х2» была использована концепция опережающей лопасти. Суть в том, что отступающая лопасть машины двигалась со скоростью воздушного потока. Это значительно снижало скорость. Чтобы решить эту проблему установили дополнительные турбореактивные двигатели.

Такое сочетание винтов и двигателей позволило летательному аппарату развивать большую скорость. На испытаниях машина установил рекордную для вертолётов скорость 500 км/час. Но проект признали бесперспективным. В 2011 году проект закрыли, а на концепции соосной системы создали военную модель «S-97 Raider».

 

🚁

Подведём итог

экспериментальные вертолёты. CC0

По мнению редакции most-beauty, лидерами в вертолётостроении остаются США и Россия. В Соединенных Штатах признанным вертолётным конструктором стал Игорь Сикорский. В свое время он эмигрировал из России и стал основоположником американской винтокрылой авиации. В Советском Союзе и современной России известны вертолеты Михаила Миля и Николая Камова.

Просим вас написать в комментариях, какие ещё экспериментальные вертолёты вам кажутся интересными.

Поделиться

Преподаватель истории. Председатель Брянковской молодежной общественной организация «Историко-археологический клуб «Скиф»

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here