Современное авиастроение ориентировано как на создание крупных авиалайнеров, так и на производство малогабаритных летательных аппаратов. Первоначально, в годы Первой и Второй мировых войн маленькие самолеты широко использовались в разведывательных целях, а также как истребители воздушных и наземных объектов.
Сегодня маленькие самолеты многофункциональны, а среди авиационных конструкторов началось негласное соревнование, кто же создаст самый маленький самолет в мире. В начале обзора заглянем в историю, и представим первые маленькие модели летательных аппаратов.
17
WB.XXIV Wee Bee. США
С целью участия в гонках фирма «William Beardmore & Company» в 1924 году сконструировала небольшой самолет, скорость которого в первом полете составила 112 км/час.
На первых гонках из 19 представленных моделей, именно «WB.XXIV» пролетел первый круг быстрее всех. Удачно пройдя все испытания, самолет получил серийный номер, а деревянную кабину заменили на алюминиевую.
Двухместный самолет, по одним данным, разобрали еще в 1940 году, по другим, продали одному из пилотов. Он еще летал после Второй мировой войны.
16
Gee Bee Model. США
В 1932 году братья Грэнвилы из американского городка Спрингфилд представили миру свою модель P-1 «Гигантская пчела», предназначавшуюся для участия в гонках.
Из-за толстого и короткого фюзеляжа этот небольшой самолет прозвали «Летающая бочка». А вот размах крыльев самолета при длине в 5,4 м достигал 7,62 м.
Gee Bee Model R развивал скорость до 475 км/час, но из-за недостатков конструкции часто терпел крушения. По этой причине в 1935 году самолет сняли с эксплуатации.
15
Wee Bee. США
В 1940-х годах появилась в США еще одна «крошечная пчелка», получившая свое наименование из-за малых габаритов. Три авиаконструктора из Сан-Диего решили удивить мир, и сконструировали самолет, размах крыльев которого составлял 5,5 м.
Самолет развивал небольшую скорость, и очень сложно отрывался от земли. Но все же цель молодыми и амбициозными ребятами была достигнута, на тот момент это была самая маленькая модель самолета в США.
Сегодня единственный экземпляр «Крохотной пчелки» выставлен в музее авиации.
14
McDonnell XF-85 Goblin. США
Работы по созданию небольшого реактивного истребителя начались в США в самом конце Второй мировой войны. История его создания тесно связана с созданием тяжелого бомбардировщика Convair B-36, так как предполагалось, что базироваться маленький XF-85 будет на корпусе боевой машины.
В августе 1948 года маленьких реактивный самолет с размахом крыльев всего 6,4 м совершил свой первый вылет. Специалисты критиковали тактико-технические характеристики, а летчики неудобство кабины, из-за чего осложнялось управление машиной и ведение стрельбы.
Из-за малой скорости и маневренности миниатюрный самолет так и не поступил на вооружение ВВС США, и проект был закрыт.
13
Икарус 451M. Югославия
Сразу после войны группа югославских конструкторов во главе с Драгутином Бешлином разработала в 1952 году первый реактивный самолет Югославии, которые имел довольно малые размеры.
Буква «М» в наименовании и означала, что самолет маленький, и предназначен для проведения разведки. Югославские пилоты пытались установить на нем рекорд скорости, преодолев отметку в 750 км/час, но этого сделать им так и не удалось. Пилотируемый 451М развил в воздухе скорость лишь 724 км/час.
Размах крыльев югославской машины составлял 6,78 м, а подниматься он мог на высоту 8 500 м.
12
Colomban Cri Cri Jet. Франция
В далеком 1958 году во время активного развития домашней авиации конструктор Рюэй-Мальмэзон закончил свой первый проект одноместного двухмоторного самолёта. Но модель так и не была доведена до ума. Второе дыхание проект получил в 1972 году, и уже в 1973 г. состоялся первый полёт этого самолёта. Новинка удивила многих профессиональных конструкторов, многие идеи были очень интересны и нестандартны, но в то же время просты и понятны.
Модель стала очень популярной, и сегодня на этих самолётах летают многие любители и спортсмены. Некоторые экземпляры «Кри-Кри» оборудуются реактивными двигателями. Длина самолёта составляет 3,9 м, а размах крыльев 4,9 м. Жаль, но в серийное производство самолет так и не поступил, чертежи этой модели находятся в открытом доступе.
Интересный факт: однажды на соревнованиях авиамоделей, проходящих в Германии, один любопытный гость, думая, что перед ним нелетающая игрушечная модель самолета проявил интерес к «Кри-Кри». Ему предложили прокатиться на аппарате, и он не отказался. Пилот стоял на земле и управлял самолетом с помощью дистанционного управления.
Самолет немного покатал гостя, а потом вышел во взлетный режим и полетел. Публика (и, вероятно, пассажир) были очень удивлены, что самолет летает. Но каково было их удивление после того, как пилот сказал, что у него неполадки с дистанционным управлением и самолет его не слушается. А ведь внутри него сидит живой человек. Оказывается, пилот решил подшутить не только над пассажиром, но и над зрителями, и всё закончилось благополучно.
11
BD 5. США
Эту серию небольших самолетов с турбореактивным двигателем создал в конце 1960-х годов американский авиаконструктор Джим Беде. Со временем компания обанкротилась, и производство комплектующих деталей и узлов для миниатюрного и легкого самолета было остановлено.
В начале 2000-х проект возобновили, и в 2011 году начали производство BD-Micro Technologies на базе PBS TJ-100. Сейчас многие прототипы BD выставлены в экспозициях авиационных музеев.
Небольшой турбореактивный самолет развивает скорость 201 км/час, а дальность его полёта на одном баке топлива составляет 370 км.
10
Generation Two. Франция
Французское конструкторское бюро «Socata» разработало и стало выпускать небольшие самолеты, которые предназначались для транспортировки малогабаритных лёгких грузов.
К тому же на борту самолета может разместиться 5 человек, что может ввести его и в категорию малые пассажирские самолеты. Длина модели всего 7,75 м, а поднять в воздух эта «маленькая кроха» может 1,5 тонны груза.
Широко используется небольшими компаниями логистики, а также для доставки почты на небольшие расстояния.
Кстати, на most-beauty.ru вы можете прочитать о самых лучших частных самолётах мира.
9
Stits DS-1 Baby Bird. США
Рассматривая самые маленькие самолеты в мире, нельзя оставить в стороне уникальную модель «Stits DS-1 Baby Bird», внесенную в Книгу Гиннесса, как самый маленький моноплан.
Размах крыльев «Маленькой птички», как прозвали самолет конструкторы, всего 1,91 м, а высота не превышает полутора метров. Американские конструкторы создали всего один экземпляр, специально, чтобы побить рекорд малогабаритности.
Машина развивает скорость 177 км/час, а за всю историю, с 1984 года «Stits DS-1 Baby Bird» совершил 35 вылетов.
8
Bensen B-8 Gyrocopter. США
Не имеющий корпуса летательный аппарат, состоящий из рамы, двигателя и ротора, был разработан в США в 50-е годы XX века. Производство фактически остановилось в 2007 году, но и сегодня некоторые модели используются строительными компаниями для разведывательных целей.
Из-за простоты конструкции, а также легкости в управлении, самолет стал довольно популярным и быстро раскупался заказчиками.
Bensen B-8 Gyrocopter может подниматься на высоту до 3 800 м, а скорость бескорпусного самолета составляет 137 км/час.
7
«Bumble Bee» Шмель. США
В 1984 году американские конструкторы представили мировому сообществу самолет, длина которого составляла всего 2,8 метра, а размах крыльев 2 метра.
Модель развивала довольно высокую скорость для таких типов миниатюрных летательных аппаратов равную 290 км/час. Вес «Шмель» составляет 248 кг. Был совершен всего один полет, в котором машина потерпела крушение.
Единственный экземпляр восстановили, и сегодня он выставлен в экспозиции авиационного музея города Тусон, штат Аризона. Создал машину американский конструктор Роберт Старр, он же и дал своему детищу такое оригинальное название.
6
F/A-18A Hornet. США
А этот «Шершень» американского производства, но уже не гражданский, а военный палубный истребитель-штурмовик, который тоже входит в рейтинг малых самолетов.
В списке, в котором перечислены самые маленькие самолеты в мире, F/A-18A самая маленькая боевая машина данного класса. Высота боевой машины всего 4,6 м, а длина равна 17 м.
Самолет широко используется ВВС США в районе боевых действий, а сегодня еще и оснащен новейшим оружием, способным поражать наземные и воздушные цели.
5
Microjet 200. Франция
Разработанный французскими конструкторами проект предназначался для проведения испытательных полетов, и как реактивный тренажер. Свой первый полет «Microjet 200» совершил в 1980 году.
Размах крыла первого прототипа, изготовленного в одном экземпляре, составлял 7,56 м. Позже модель была модифицирована, и на заводе собрали еще 3 экземпляра под индексом 200В.
Из-за дорогостоящих комплектующих узлов и малой эффективности проект закрыли. Уникальность небольшого самолета из всех представленных в том, что управлялся он двумя пилотами.
Читайте также: Самые красивые ливреи самолётов.
4
FlyNano. Финляндия
Более 10 лет финский конструктор Аки Суокас вместе с единомышленниками разрабатывал модель малогабаритного летательного аппарата.
Результатом долгой работы стало появление легкой модели, весом 70 кг, которую создатели назвали «FlyNano». Размах крыльев компактной машины 4,8 м, а длина всего 3,8 м. Но, несмотря на малые размеры, самолет вместе с пилотом может поднять в воздух 113 кг груза.
На основе прототипа планируется выпускать три модификации самолетов, один с электродвигателем и два бензиновых, один из которых будет участвовать в гоночных полетах.
3
Х-12h. Россия
На сегодня модель, созданная российским конструктором-инженером Виктором Дмитриевым — самый маленький самолет в мире. Как видим на фото, модель действительно миниатюрная.
Весит «малыш», который в разобранном состоянии легко уместится в чемодан, всего 55 кг. Этот параметр выводит Х-12h в лидеры в категории самых легких самолетов.
Увлеченный российский конструктор потратил на создание уникального аппарата 25 лет. Но труды оказались не напрасны, и российский самолет и его создатель попали на страницы Книги рекордов Гиннесса.
2
Jetpack Wingsuit
Не совсем самолет, но тоже заслуживает внимания, так как пилот и изобретатель Ив Росс реализовал давнюю мечту человека подняться в небо при помощи крыльев.
На «Jetpack Wingsuit» установлено 4 двигателя, мини-крылья надеваются на спину пилота, как ранец. Время полета составляет всего 13 минут, но это позволило Иву перелететь через Альпы.
Вся конструкция легко собирается, и может уместиться в багажнике автомобиля.
Можете взглянуть впечатляющее видео, где пилоты на Jetpack летят бок о бок с пассажирским авиалайнером. Выглядит это просто потрясающе.
1
Global 5000. Канада
Завершаем наш ТОП маленьких самолетов разработкой канадских авиаконструкторов, которые в начале 90-х годов прошлого века создали «Global 5000». На сегодня, рассчитанный на 17 пассажиров, это самый маленький пассажирский самолет в мире.
Свой первый вылет миниатюрный лайнер совершил в 1996 году, а в 2003 на авиасалоне во французском Ле Бурже миру представили усовершенствованную модель, которая и пошла в серийное производство. Его вместимость уже составляла 19 человек.
Самолет развивает скорость до 850 км/час, и без дозаправки совершает перелет на 9 300 км.
Заключение
Как видим, самые маленькие летательные аппараты, многофункциональны и разнообразны. Государственные конструкторские бюро и частные авиаконструкторы не прекращают работу по созданию миниатюрных моделей летательных пилотируемых аппаратов, и возможно, в скором будущем, рекорд в этой категории будет побит.
Маленькие бипланы и монопланы выполняют различные функции, и создаются с целью запустить их в серийное производство, но для многих выступает мотивацией слава, и как следствие, получение денежного вознаграждения за создание рекордно маленького по размерам самолета.
Редакция most-beauty.ru надеется, что наша статья вам понравилась. Ждём ваших комментариев.
Ф-18 самый маленький в своем классе? Валерий, надо закусывать.
Подскажите, какой палубный бомбардировщик имеет меньшие размеры? По нескольким источниками именно хорнет самым маленьким является.
Предшественники A-7 Corsair и A-6 Intruder очевидно, меньше.
bumble bee — шмель
Отмирает тема. Беспилотники самые маленькие интересны.
По моему с F-18 и Глобал -5000 вы явно переборщили поставив их в один
ряд с самыми маленькими самолётами в мире.
Ан-2 и короче Глобала,и вместимость меньше. А если сравнивать возраст,то Антоша достоин всяческого уважения!
Автожир — вообще не самолёт!
Вообще-то самый маленький пассажирский самолет в мире — это что-то типа Сессны..
Ну Ан-2, на крайний случай…
Фигня какая-то.
Кстати, а на чём Джеки Чан летал в «Доспехах Бога»? Там вообще самолётик из ранца был размером с велосипед :)))
А,как же германский «ШТОРХ» ???
А где же Sonex ??? Мне кажется его незаслуженно пропустили.
Ещё Даймонд 42 забыли, как самый маленький 4х местный серийный самолёт
№8 это же не самолет, а автожир, вы чего)
BD-5 я где то видел ДВУХ МЕСТНЫМ !!! Давно виде в ТМ !
Ищем в архиве журнала «Моделист-конструктор» СЛА-86 в Тушино…. Слет летательных аппаратов, в журнале есть и чертежи, рекомендую
Большое спасибо!
А как же пассажирский самолет бизнес-класса Honda HA-420 HondaJet? Он 4-6-местный, намного меньше «Global 5000», серийно производится в США.
Джеки Чан убегал на Кри-Кри он 12 в списке. А вот Джеймс Бонд улетал от преследования через чужой ангар на БД-5J сейчас эта модификация имеет скорость до 505 км/ч ,а не 201.
Разношёрстная подборка однако, но все эти аппараты нереально опасны пока не запретят вылеты и сертификацию самолётов без систем BRS от Борисыча, которые он очень успешно продаёт за океаном уже 20 лет — как по мне самолёт, особенно пассажирский без неё это просто шлак.
Учитывая, что это вес пустого самолета, да еще вес экипажа и пассажиров с грузом, с такой энерговооруженностью самолет просто был не в состоянии взлететь! При нагрузке более 8 кг/л.с. самолет не в состоянии оторваться от земли!!! Морава была не плохим самолетом, но, при ее размерности — слишком перетяжеленной!
А где Чехословацкая «МОРАВА»? При весе 1450 кг,двигатели ,два по 90 л.с.Четыре пассажира и пилот. Размах плоскостей и длину не скажу, но заправлять его было после АН-!2, АН-24 до смешного даже как-то страшно. Все думалось, как бы чего не повредить! Такой маленький и даже бензошланг его вроде раскачивал. Эксплуатировался на украинских авиалиниях. Базировались «МОРАВЫ» в а.п.Жуляны.
На мораве стояли двигатели М-336 N= от 160 до 210 д.с
Сырой пост, нет полного обзора по теме, набор первых попавших под руку.
тогда бы и ЯК 130 сюда приписали
Х-12 он же Х-14 помимо того, что самый легкий, еще имеет самую маленькую скорость горизонтального полета — 35 км/час, поскольку имеет 3-х щелевой закрылок.
Французский коломбан мне больше всех понравился.
Самый маленький боевой из нынешних,что есть хорнет? лол))))Як-130 примерно на 25-30% меньше)