Эрмитаж с французского переводится как “укромное место”; навряд ли бы вы подумали так об одном из самых знаменитых музеев в мире, посетив его. С момента основания его Екатериной Второй (а это был далекий 1764 год), музей разросся до 5 зданий с 350 залами, где расположено около 60 тысяч картин, а в общем экспонатов более 3 миллионов. Поэтому, чтобы обойти почти 20 километров по коридорам (общая длина), не рассматривая витрины, потребуется не менее пяти часов. Так что не знать названия самых знаменитых картин Эрмитажа совсем не стыдно — как минимум, все их трудно запомнить обычному посетителю. А мы расскажем о восьми самых известных картинах, так называемых жемчужинах петербургского музея.
Возвращение блудного сына
Автор: Рембрандт ван Рейн. Голландия, примерно 1668 год.
Эта картина, пожалуй, не только самая узнаваемая у Рембрандта — она является одной из известнейших и любимых у всех посетителей. Полотно было куплено императрицей в самом начале работы музея — в 1766 году. В основу легла притча из Евангелие, которой художник вдохновился еще за 30 лет до написания картины. Позднее она послужила основой для написания оперы и была процитирована в фильме “Солярис”. Под “Возвращением” мы понимаем всепрощение и обретение приюта — художнику удалось передать смысл с помощью цветов, света и выражений людей.
Мадонна с Младенцем (Мадонна Бенуа)
Автор: Леонардо да Винчи. Италия, 1478-1480 годы.
Если не быть ценителем картин и не углубляться в историю, то услышав название “Мадонна”, можно подумать о совершенно другом произведении. Как минимум, существует еще одна “Мадонна с младенцем” — Рафаэля. Поэтому их различают по вторым названием, данным по фамилиям их первых владельцев. Считается, что картину получила Мария Бенуа (в девичестве — Сапожникова) в наследство от отца, а позднее и продала музею. Это одна из первых работ молодого да Винчи, которая, возможно, не была завершена.
Дама в голубом
Автор: Томас Гейнсборо. Англия, 1778-1782 годы.
Эту картину Эрмитаж получил на безвозмездной основе от русского дворянина в начале 20 века. “Дама в голубом” — единственная картина Томаса Гейнсборо не просто во всем Эрмитаже, а во всей России. На полотне изображена, по некоторым данным, герцогиня Елизавета де Бофор, которой на момент написания картины исполнилось 33 года. Герцогиня воздушна и женственна, очень элегантна, без наигранности. Стоит отметить, что Гейнсборо не любил писать портреты и отдавал предпочтения пейзажам. Однако именно благодаря портретам, в том числе “Даме в голубом”, художник стал известен по всему миру.
Юноша с лютней
Автор: Микеланджело Меризи да Караваджо. Италия, 1595-1596 годы.
Данная картина написана молодым Караваджо в стиле Барокко. Он первым использовал прием “театрального” света: когда свет направлен только на один или несколько ближайших объектов, а остальное погружено во тьму. Это придает полотну еще большей драматичности, что очень кстати: считается, что лютнист страдает от несчастной любви. Подтверждает эти догадки нотная тетрадь, лежащая на столе. В ней — мелодия Аркадельта “Вы знаете, что я вас люблю”. “Юноша с лютней” является единственной картиной Караваджо в России.
Танец
Автор: Анри Матисс. Франция, 1909-1910 годы.
Эта картина французского художника написана всего лишь тремя красками, каждая из которых является символом. Красная — человек (кровь), зеленая — Земля и синяя — небо. Говорят, полотно символизирует Золотой век. Люди, благодаря прогрессу, вырвались вперед, к чему-то новому и технологичному, но в их действиях все еще звучат отголоски прошлого — языческие мотивы в танце. А попала картина в Россию благодаря русскому коллекционеру Сергею Щукину, который и заказал ее у художника.
Композиция VI
Автор: Василий Кандинский. Германия, 1913 год.
Первоначальное название, придуманное автором — “Потоп”, поскольку в основу сюжета лег библейский сюжет. Однако, дабы не отвлекать зрителей от картины, название сменили. Картина динамичная, написана крупными мазками и яркими красками. Каждый видит здесь определенные образы и трактует их по-своему. Что примечательно, картина была написана всего за год до Первой Мировой войны.
Портрет камеристки инфанты Изабеллы
Автор: Питер Пауль Рубенс. Фландрия (Нидерланды), 1620-е годы.
Это произведение также является одним из первых в коллекции Эрмитажа — приобрела его Екатерина Вторая в 1772 году. Несмотря на интересное название, бытует мнение, что на картине — 12-летняя дочь художника, умершая в столь раннем возрасте. От девушки невозможно отвести взгляд: у нее пушистые рыжие волосы, задумчивый взгляд, нежная, белая кожа и милая улыбка.
Женщина, держащая плод
Автор: Поль Гоген. Франция, 1893 год.
И, заканчивая рассказывать про знаменитые картины Эрмитажа, обратимся к интересному произведению еще одного небезызвестного французского художника. Картины Гогена были экзотичны и непривычны взгляду зрителей, поэтому Поль долгое время находился в нищете; лишь за несколько лет до смерти его картины стали продаваться. О материальном положении художника свидетельствует и техника нанесения краски: она положена очень тонким слоем (с целью экономии), и текстура холста виднеется через нее.
Отправляя сообщение, Вы разрешаете сбор и обработку персональных данных. Политика конфиденциальности.