Русский живописец Василий Васильевич Кандинский был одним из основоположников такого направления в искусстве, как абстракционизм. В начале ХХ века в Германии образовалась группа экспрессионистов «Синий всадник», и русский художник принимал в ней активное участие. Жизнь его была наполнена яркими событиями, он три раза менял гражданство, став сначала германским подданным, а затем гражданином Франции. Но рассмотрим главное наследие великого живописца — самые известные картины Кандинского.
1
Амазонка, 1917
Одной из самых популярных работ Кандинского является роспись на стекле «Амазонка». Девушку в черном платье на вороном коне с красноватым оттенком художник написал в 1917 году.
Сейчас картина выставлена в Государственном Художественном музее Азербайджана.
2
Амазонка в горах, 1917
Как полная противоположность, в этот же период творчества написана картина «Амазонка в горах». Но на этом полотне более светлые тона.
Женщина сидит на белом коне в зеленоватом платье. Но вот фон более темный, и непонятно то ли день пасмурный, то ли ночь при лунном свете.
3
Ахтырка. Красная церковь, 1908
Вся красота чудесного уголка России передана художников в цикле «Усадьба Ахтырка». Полотно «Кранная церковь» была написана в 1908 году, где художник смог передать нотки тоски по любимым местам Родины.
4
Синий всадник, 1903
Когда эта картина была представлена общественности, в Германии сформировалась влиятельнейшая группа в истории искусства с одноименным названием.
Из расплывчатых очертаний природы, будто ниоткуда возникает фигура всадника, убегающего от надвигающейся тени.
5
Пляжные корзины в Голландии, 1904
Кандинский много путешествовал, после одной из поездок на простом картоне маслом была написана эта картина.
Специалисты отмечают, что в ней чувствуется влияние импрессионизма.
6
Осень в Мурнау, 1908
Переход от импрессионизма к абстракции отмечен на картине 1908 года «Осень в Мурнау». Естественные природные формы плавно перетекают в геометрические фигуры.
Произведение находится в одной из частных коллекций.
7
Гора, 1909
В 1909 году Кандинский полностью переходит в направление абстракционизма, что подтверждает написанная им картина «Гора».
На фоне абстрактного пейзажа с горой едва различимы две человеческие фигуры.
8
Первая абстрактная акварель, 1910
Похоже, что в 1910 году Василий Васильевич полностью утвердился в направлении своего творчества.
Этот исторический, переломный момент в жизни творца выразился в полотне «Первая абстрактная акварель».
9
Импровизация 10, 1910
Абстрактные образы и цветовая гамма предлагают зрителю самому додумывать смысл. В этой ранней абстракции художник еще ищет свой особый стиль, потому и назвал ее «Импровизация».
10
Лирическое, 1911
И снова на полотно небрежными мазками ложится музыка. Получилась своеобразная лирическая поэма, которая сейчас находится в экспозиции Роттердамского музея Бойманса — ван Бёнингена. Глядя на неё сложно сказать, что картины Кандинского являлись результатом упорного труда художника. Но в редакции most-beauty.ru, к сожалению, нет профессиональных художников.
11
Импровизация 31 (Морской бой), 1913
Еще одна лирическая импровизация с игрой цвета и абстрактных форм. В круговороте линий и эмоций можно разглядеть синие паруса кораблей.
Картина Кандинского сегодня радует посетителей Национальной художественной галереи США, что находится в Вашингтоне.
12
Композиция VI, 1913
По сведениям библиографов Кандинского, мастер долго готовился к написанию этого полотна, а потом воплотил все за три дня.
Во время работы Василий повторял только одно слово «наводнение», но произносил его по-немецки «uberflut».
13
Москва, 1916
Смоленский бульвар
Кандинский больше мыслитель, чем художник. После пребывания в столице России в годы Первой мировой войны, портрет Москвы вот так предстал в воображении живописца.
Красная площадь
В расплывчатых образах четко переданы суматоха и тревожность большого города.
14
Композиция VII, 1913
Одно из самых известных произведений русского художника было написано в Мюнхене в 1913 году.
Сегодня общепризнанный шедевр изобразительного искусства ХХ века выставлен в экспозиции Третьяковской галереи.
15
Квадраты с концентрическими кругами, 1913
Это полотно стало зрелой работой в направлении абстракционизма. Видно, что художник, экспериментируя с цветом и формами, нашел свои образы, свои геометрические фигуры, способные передать настроение и эмоции.
16
Синий круг, 1922
И снова перед нами творческие поиски великого живописца. Импровизация с цветом в очень ограниченном геометрическом пространстве.
Но в итоге поисков в название выходит доминирующий «синий», а абстракция возвышается над другими направлениями.
17
Черный и фиолетовый, 1923
В 1922 году Кандинский вернулся в Германию. Тревожность и тоска по Родине выплеснулись в картине. Насыщенные цвета придают ей лиричности, но строгие и острые геометрические углы нивелируют лирическое настроение.
18
На белом II, 1923
Столкновение противоположностей, как цветовых, так и геометрических создают невероятную напряженность, столкновение добра и зла, жизни и смерти.
19
Желтый, красный, синий, 1925
Эксперименты с цветом всегда присущи творческой натуре художника. Пусть зритель сам выберет свой цвет, определит какой лучше подойдет к представленным геометрическим формам.
А, на картине, как видим, сам Кандинский давно определился, и продолжает творить в присущей только ему манере.
20
Последовательность, 1935
Из поздних работ следует отметить полотно «Последовательность». Из рассеянных элементов композиции перед нами возникают некие формы. Видно, что после некоторых экспериментов Кандинский снова возвращается к абстракционизму.
Картина очень похожа на нотный стан с нотами, но у живописца ни одна нота непохожа на другую.
Подводя итог
У каждого сове восприятие абстракции, и каждый открывает для себя в картинах Кандинского что-то свое. А вот специалисты сходятся во мнении, что самыми знаменитыми и лучшими картинами Василия Кандинского являются «Композиция VI» и «Композиция VII», но, как видим, все его работы не лишены художественного великолепия и красоты.
Редакция most-beauty.ru просит вас написать в комментариях какие картины Кандинского вам понравились больше всего.
Примечание редактора: эта статья была обновлена с момента её первоначального опубликования в октябре 2017 года.
Не мой стиль)))
Если видишь на картине
Ярких пятен хоровод,
Здесь же линий паутины.
«Что тут?» – думает народ.
Издеваясь по-садистски,
Что-то смутное явил –
Без сомнения, Кандинский
Это «чудо» сотворил.
Спасибо за ваше творчество! Хорошая подводка для статьи!
I репродукция картины Кандинского, которую я увидел еще в детстве, называлась «Смутное». Название полностью соответствовало содержанию.
Спасибо за подборку, за возможность познакомиться с живописью. Каждый истинный художник стремится к самовыражению. Восприятие и отражение мира В. Кандинским не ординарное и воспринимается не всеми. Мне лично кажется, что реальность на столько восхитительна, что лучше запечатлеть ее, чем копаться в собственной душе и создавать различные абракадабры. Но каждому — свое. Общее впечатление все-таки позитивное. Наиболее других понравились последние композиции — 16, 17, 18, 19. В них, на мой взгляд, больше гармонии линий и цвета. Задумываться над содержанием, ломать голову нет охоты, а вот просто любоваться, наслаждаться гармонией цвета, линий и форм — это вполне.
на работе сделала обзор картин Кандинского,специально повесила вверх ногами ,так и висели ,пока сама не поправила,что ,все идиоты?
Напротив, ))) все — нормальные
Одним словом: хорошо раскрученная по-еврейски,НО мазня. Сейчас так рисует каждый второй китайский «живописец»!!! Дурят нашего брата,дурят…одни и те же…
Мне тоже не нравится. Считаю его раскрутили определенные круги
Странно, что не названа самая известная картина.
Называется «Точка». Точка на белом и больше ничего.
Его картины- это различные настроения. Чтобы почувствовать настроение автора, надо быть на этой же волне в своих чувствах. Не всегда это бывает и не всем дано. Поэтому я за реалии.
Спасибо за статью. Мне понравилась Амазонка в горах и Синий всадник. Композицию7 видела в Третьяковке. Не могу отделаться от мысли( возможно , это профдеформация) , что художник, начиная с 20-ых годов, уже или наркотой баловался, или страдал каким- то психопатическим расстройством((( Конечно, любой талант -это отклонение от нормы. И тем интереснее нам, простым обывателям следить за необычностью восприятия мира этими людьми.
ЗАНЯТЬСЯ ,ЧТО ЛИ ?
МОЖНО ЗА ДЕНЬ НАМАЗАТЬ ЭТОЙ МАЗНИ!!!!
РЕАЛИСТИЧНО СЛАБО ?а так быстренько .
Называйте это как хотите, выставляйте, где хотите, покупайте это, НО без меня
Хороший обзор, благодарность автору за проделанный труд!
Всегда поражалась Кандинским больше как исследователем и литератором.
Видите ли, уважаемые, Василий Кандинский много пытался работать с цветом, осознавать воздействие цвета на восприятие формы, он много по этому поводу писал… Многие работы, представленные в статье, на мой взгляд (это моё личное мнение, никак не связанное с мнением автора или искусствоведческой общественности), в какой-то мере несамостоятельные. Кандинский создавал свои шедевры, обобщая и синтезируя опыт импрессионистов и постимпрессионистов.
Амазонка в горах, 1917 — в традициях плоскостных иллюстраций к сказкам Пушкина;
Ахтырка. Красная церковь, 1908 — одновременно Матисс и Гоген;
Синий всадник, 1903 — прослеживается влияние Клода Моне;
Пляжные кopзины в Голлaндии, 1904 — Сезанн;
Осень в Мурнау, 1908 — ранний Гоген;
Москва, 1916 — Синьяк и Гоген с примесью Моне;
Говорить о его импровизациях и композициях не очень хочется, хотя как основа для принтов на ткани почти все бы подошли. А так… Хотя Джон Поллак тоже отличался особенным талантом. Что уж говорить о Казимире Севериновиче, с творчеством которого некоторые работы Василия Кандинского очень созвучны (На белом II, 1923; Красная площадь).
Многие художники берут за основу фантазии и визуализируют их, здесь Кандинский не одинок, то же мы наблюдаем у Марка Шагала, например.
Но в целом, как человек своего времени, Василий Кандинский заслуживает большого уважения за свои неординарные способности, за ту смелость, с которой он представлял миру свои произведения.
Благодарю всех, кому был интересен комментарий.
Большое спасибо за комментарий!
Прочитал со вниманием. Не во всем согласен, но за все благодарен. С удовольствием прочитал бы ваши комментарии к произведениям художников постмодерна.
крайне распиаренный мазила…
А верно, в свое время Никита Хрущев заметил- таких произведений искусств нам не надо)))
Хороший художник. Многие из раскрученных западных модернистов, в частности, представленных в Эрмитаже, ему в подмётки не годятся. Спасибо за статью.
Чёрный квадрат, летающие люди и прочие вещи, усиленно продвгающиеся людьми, считающих себя высшей нацией на земле. Они деректора музеев, законодатели моды. Перечитайте Великолепную вещь, представит
еля этого народа. ОСТАНОВИТЕ САМОЛЁТ.Я ВЫЙДУ. Самое лучшее РЕАЛИЗМ, КЛАССИЦИЗМ. Все абстракции, нео и другие измы., придумали тупицы не умеющие рисовать, писать. Умеют писать на холст, новые классики. Искуствоведы друг пред другом испрожняются в том, простите, кусок говна признать искусством. Великие отРафаэля до Репина переворачивается в гробах. СЛАВА БУДУЮЩИМ ГНИАЛЬНО ТУПЫМ ИУДЕЯИ.
… поиспражнялся?
Спасибо! Никогда так глубоко не рассматривала его работы.. Наверно, «На белом».. Но это в данный момент. Видимо все зависит от того, что у тебя в голове здесь и сейчас… Как-то так.
Прекрасный материал для психолога, по нему можно проследить деградацию личности. Говорят, Потанин заплатил за «черный квадрат» для Эрмитажа
$1000 000. Во что такое пиар! Я берусь писать не только черные квадраты, но синие, зеленые, бежевые, …, а почему только квадраты? Можно треугольники, круги, шестиугольники… За более скромную плату, например $10000.
Автору статьи — благодарность.
Абстракционизм не понимаю.
Ни одна не понравилась. Синий всадник. Хвост развевается на ветру, а камзол нет. примитивно на уровне школы рисунки.
Большое спасибо за статью!
Я не художник и не искусствовед. Возможно мне сложно понять сокрытые идеи, которые видит специалист. А воспринимаю картину сердцем, не умом: либо легло на сердце, либо нет. Работы Кандинского, каким бы великим он не значился, мне вообще ничего не сказали. Читала вашу статью в надежде, что и мне откроятся ценности творчества художника, но увы. Мне кажется Кандинской экспериментиривал… а искусствоведы искали в этом «глубокий» смысл. Интересен факт юридического образования художника: мне кажется, что именно благодаря этому он смог продвинуться, а дальше пиар работал за него…
Большой пардон, если кого то оскорбил мой комментарий. Зато честно