Русский живописец Василий Васильевич Кандинский был одним из основоположников такого направления в искусстве, как абстракционизм. В начале ХХ века в Германии образовалась группа экспрессионистов «Синий всадник», и русский художник принимал в ней активное участие.
Жизнь его была наполнена яркими событиями, он три раза менял гражданство, став сначала германским подданным, а затем гражданином Франции. Но рассмотрим главное наследие великого живописца — самые известные картины Кандинского.
Амазонка, 1917
Одной из самых популярных работ Кандинского является роспись на стекле «Амазонка». Девушку в черном платье на вороном коне с красноватым оттенком художник написал в 1917 году.
Сейчас картина выставлена в Государственном Художественном музее Азербайджана.
Амазонка в горах, 1917
Как полная противоположность, в этот же период творчества написана картина «Амазонка в горах». Но на этом полотне более светлые тона.
Женщина сидит на белом коне в зеленоватом платье. Но вот фон более темный, и не понятно то ли день пасмурный, то ли ночь при лунном свете.
Ахтырка. Красная церковь, 1908
Вся красота чудесного уголка России передана художников в цикле «Усадьба Ахтырка». Полотно «Кранная церковь» была написана в 1908 году, где художник смог передать нотки тоски по любимым местам Родины.
Синий всадник, 1903
Когда эта картина была представлена общественности, в Германии сформировалась влиятельнейшая группа в истории искусства с одноименным названием.
Из расплывчатых очертаний природы, будто неоткуда возникает фигура всадника, убегающего от надвигающейся тени.
Пляжные корзины в Голландии, 1904
Кандинский много путешествовал, после одной из поездок на простом картоне маслом была написана эта картина.
Специалисты отмечают, что в ней чувствуется влияние импрессионизма.
Осень в Мурнау, 1908
Переход от импрессионизма к абстракции отмечен на картине 1908 года «Осень в Мурнау». Естественные природные формы плавно перетекают в геометрические фигуры.
Произведение находится в одной из частных коллекций.
Гора, 1909
В 1909 году Кандинский полностью переходит в направление абстракционизма, что подтверждает написанная им картина «Гора».
На фоне абстрактного пейзажа с горой едва различимы две человеческие фигуры.
Первая абстрактная акварель, 1910
Похоже, что в 1910 году Василий Васильевич полностью утвердился в направлении своего творчества.
Этот исторический, переломный момент в жизни творца выразился в полотне «Первая абстрактная акварель».
Импровизация 10, 1910
Абстрактные образы и цветовая гамма предлагают зрителю самому додумывать смысл. В этой ранней абстракции художник еще ищет свой особый стиль, потому и назвал ее «Импровизация».
Лирическое, 1911
И снова на полотно небрежными мазками ложится музыка. Получилась своеобразная лирическая поэма, которая сейчас находится в экспозиции Роттердамского музея Бойманса — ван Бёнингена.
Импровизация 31 (Морской бой), 1913
Еще одна лирическая импровизация с игрой цвета и абстрактных форм. В круговороте линий и эмоций можно разглядеть синие паруса кораблей.
Картина Кандинского сегодня радует посетителей Национальной художественной галереи США, что находится в Вашингтоне.
Композиция VI, 1913
По сведениям библиографов Кандинского, мастер долго готовился к написанию этого полотна, а потом воплотил все за три дня.
Во время работы Василий повторял только одно слово «наводнение», но произносил его по-немецки «uberflut».
Москва, 1916
Смоленский бульвар
Кандинский больше мыслитель, чем художник. После пребывания в столице России в годы Первой мировой войны, портрет Москвы вот так предстал в воображении живописца.
Красная площадь
В расплывчатых образах четко переданы суматоха и тревожность большого города.
Композиция VII, 1913
Одно из самых известных произведений русского художника было написано в Мюнхене в 1913 году.
Сегодня общепризнанный шедевр изобразительного искусства ХХ века выставлен в экспозиции Третьяковской галереи.
Квадраты с концентрическими кругами, 1913
Это полотно стало зрелой работой в направлении абстракционизма. Видно, что художник, экспериментируя с цветом и формами, нашел свои образы, свои геометрические фигуры, способные передать настроение и эмоции.
Синий круг, 1922
И снова перед нами творческие поиски великого живописца. Импровизация с цветом в очень ограниченном геометрическом пространстве.
Но в итоге поисков в название выходит доминирующий «синий», а абстракция возвышается над другими направлениями.
Черный и фиолетовый, 1923
В 1922 году Кандинский вернулся в Германию. Тревожность и тоска по Родине выплеснулись в картине. Насыщенные цвета придают ей лиричности, но строгие и острые геометрические углы нивелируют лирическое настроение.
На белом II, 1923
Столкновение противоположностей, как цветовых, так и геометрических создают невероятную напряженность, столкновение добра и зла, жизни и смерти.
Желтый, красный, синий, 1925
Эксперименты с цветом всегда присущи творческой натуре художника. Пусть зритель сам выберет свой цвет, определит какой лучше подойдет к представленным геометрическим формам.
А, на картине, как видим, сам Кандинский давно определился, и продолжает творить в присущей только ему манере.
Последовательность, 1935
Из поздних работ следует отметить полотно «Последовательность». Из рассеянных элементов композиции перед нами возникают некие формы. Видно, что после некоторых экспериментов Кандинский снова возвращается к абстракционизму.
Картина очень похожа на нотный стан с нотами, но у живописца ни одна нота не похожа на другую.
Подводя итог
У каждого сове восприятие абстракции, и каждый открывает для себя в картинах Кандинского что-то свое. А вот специалисты сходятся во мнении, что самыми знаменитыми и лучшими картинами Василия Кандинского являются «Композиция VI» и «Композиция VII», но, как видим, все его работы не лишены художественного великолепия и красоты.
Автор статьи: Валерий Скиба
Не мой стиль)))