Русский живописец Василий Васильевич Кандинский был одним из основоположников такого направления в искусстве, как абстракционизм. В начале ХХ века в Германии образовалась группа экспрессионистов «Синий всадник», и русский художник принимал в ней активное участие.

Жизнь его была наполнена яркими событиями, он три раза менял гражданство, став сначала германским подданным, а затем гражданином Франции. Но рассмотрим главное наследие великого живописца — самые известные картины Кандинского.

 

Амазонка, 1917

Амазонка в горах

Одной из самых популярных работ Кандинского является роспись на стекле «Амазонка». Девушку в черном платье на вороном коне с красноватым оттенком художник написал в 1917 году.

Сейчас картина выставлена в Государственном Художественном музее Азербайджана.

 

Амазонка в горах, 1917

амазонка

Как полная противоположность, в этот же период творчества написана картина «Амазонка в горах». Но на этом полотне более светлые тона.

Женщина сидит на белом коне в зеленоватом платье. Но вот фон более темный, и не понятно то ли день пасмурный, то ли ночь при лунном свете.

 

Ахтырка. Красная церковь, 1908

Ахтырка

Вся красота чудесного уголка России передана художников в цикле «Усадьба Ахтырка». Полотно «Кранная церковь» была написана в 1908 году, где художник смог передать нотки тоски по любимым местам Родины.

 

Синий всадник, 1903

Всадник

Когда эта картина была представлена общественности, в Германии сформировалась влиятельнейшая группа в истории искусства с одноименным названием.

Из расплывчатых очертаний природы, будто неоткуда возникает фигура всадника, убегающего от надвигающейся тени.

 

Пляжные корзины в Голландии, 1904

Пляжные корзины в Голландии

Кандинский много путешествовал, после одной из поездок на простом картоне маслом была написана эта картина.

Специалисты отмечают, что в ней чувствуется влияние импрессионизма.

 

Осень в Мурнау, 1908

Осень в Мурнау

Переход от импрессионизма к абстракции отмечен на картине 1908 года «Осень в Мурнау». Естественные природные формы плавно перетекают в геометрические фигуры.

Произведение находится в одной из частных коллекций.

 

Гора, 1909

Гора

В 1909 году Кандинский полностью переходит в направление абстракционизма, что подтверждает написанная им картина «Гора».

На фоне абстрактного пейзажа с горой едва различимы две человеческие фигуры.

 

Первая абстрактная акварель, 1910

Первая абстрактная акварель

Похоже, что в 1910 году Василий Васильевич полностью утвердился в направлении своего творчества.

Этот исторический, переломный момент в жизни творца выразился в полотне «Первая абстрактная акварель».

 

Импровизация 10, 1910

Импровизация 10

Абстрактные образы и цветовая гамма предлагают зрителю самому додумывать смысл. В этой ранней абстракции художник еще ищет свой особый стиль, потому и назвал ее «Импровизация».

 

Лирическое, 1911

Лирическое

И снова на полотно небрежными мазками ложится музыка. Получилась своеобразная лирическая поэма, которая сейчас находится в экспозиции Роттердамского музея Бойманса — ван Бёнингена.

 

Импровизация 31 (Морской бой), 1913

Импровизация 31

Еще одна лирическая импровизация с игрой цвета и абстрактных форм. В круговороте линий и эмоций можно разглядеть синие паруса кораблей.

Картина Кандинского сегодня радует посетителей Национальной художественной галереи США, что находится в Вашингтоне.

 

Композиция VI, 1913

Композиция VI

По сведениям библиографов Кандинского, мастер долго готовился к написанию этого полотна, а потом воплотил все за три дня.

Во время работы Василий повторял только одно слово «наводнение», но произносил его по-немецки «uberflut».

 

Москва, 1916

Смоленский бульвар

Смоленский бульвар

Кандинский больше мыслитель, чем художник. После пребывания в столице России в годы Первой мировой войны, портрет Москвы вот так предстал в воображении живописца.

красная площадь

Красная площадь

В расплывчатых образах четко переданы суматоха и тревожность большого города.

 

Композиция VII, 1913

Композиция VII

Одно из самых известных произведений русского художника было написано в Мюнхене в 1913 году.

Сегодня общепризнанный шедевр изобразительного искусства ХХ века выставлен в экспозиции Третьяковской галереи.

 

Квадраты с концентрическими кругами, 1913

Квадраты

Это полотно стало зрелой работой в направлении абстракционизма. Видно, что художник, экспериментируя с цветом и формами, нашел свои образы, свои геометрические фигуры, способные передать настроение и эмоции.

 

Синий круг, 1922

Синий круг

И снова перед нами творческие поиски великого живописца. Импровизация с цветом в очень ограниченном геометрическом пространстве.

Но в итоге поисков в название выходит доминирующий «синий», а абстракция возвышается над другими направлениями.

 

Черный и фиолетовый, 1923

Черный и фиолетовый

В 1922 году Кандинский вернулся в Германию. Тревожность и тоска по Родине выплеснулись в картине. Насыщенные цвета придают ей лиричности, но строгие и острые геометрические углы нивелируют лирическое настроение.

 

На белом II, 1923

На белом 2

Столкновение противоположностей, как цветовых, так и геометрических создают невероятную напряженность, столкновение добра и зла, жизни и смерти.

 

Желтый, красный, синий, 1925

желтый красный синий

Эксперименты с цветом всегда присущи творческой натуре художника. Пусть зритель сам выберет свой цвет, определит какой лучше подойдет к представленным геометрическим формам.

А, на картине, как видим, сам Кандинский давно определился, и продолжает творить в присущей только ему манере.

 

Последовательность, 1935

Последовательность

Из поздних работ следует отметить полотно «Последовательность». Из рассеянных элементов композиции перед нами возникают некие формы. Видно, что после некоторых экспериментов Кандинский снова возвращается к абстракционизму.

Картина очень похожа на нотный стан с нотами, но у живописца ни одна нота не похожа на другую.

 

Подводя итог

У каждого сове восприятие абстракции, и каждый открывает для себя в картинах Кандинского что-то свое. А вот специалисты сходятся во мнении, что самыми знаменитыми и лучшими картинами Василия Кандинского являются «Композиция VI» и «Композиция VII», но, как видим, все его работы не лишены художественного великолепия и красоты.

Автор статьи: Валерий Скиба

6

Поделиться

1 КОММЕНТАРИЙ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ