Талантливый художник-баталист Василий Васильевич Верещагин известен всему миру, как человек необычайной храбрости, мужества и силы воли. Знаменитый русский живописец, кадровый офицер и путешественник, он побывал на многих войнах и во многих странах. В своих работах он пытался донести до общества все ужасы и катастрофические последствия войны, её жестокость и бесчеловечность. В то же время он был прекрасным пейзажистом и писал экзотические картины.

 

Самые потрясающие работы Верещагина В.В.

 

1

 После удачи (1868)

После удачи (1868)

Путешествие Верещагина по Средней Азии было организовано не просто так. Территориальные войны, которые были в расписании военных кампаний Российской империи, призвали его, как кадрового офицера.

Это первое путешествие в Среднюю Азию стало для художника решающим. Свет увидел потрясающие работы, откровенные, правдивые, без прикрас описывающие ужасы войны. Высшие власти позволяли выставить лишь малую часть картин этой серии, так как многие из них не вписывались в жизнь обывателей.

На картине изображена ужасная сценка торговли головой «уруса». Бравый головорез, стоящий на службе у местного царька, яро торгуются за отрезанную голову погибшего солдата со скупщиком голов. Авось, можно выручить за это деньги.

 

2

 После неудачи (1868)

После неудачи (1868)

Продолжением картины «После удачи» является полотно «После неудачи».

На этой картине зритель видит головореза из предыдущей картины уже в качестве жертвы. Его можно сразу узнать по яркому костюму. Он лежит у стен крепости поверх других поверженных восточных воинов. Русский солдат стоит рядом с погибшими и спокойно прикуривает трубку. Вдоль всей длинной глинобитной крепостной стены лежит множество убитых. Солдаты спокойно стоят небольшими группами и курят, отдыхая после сражения. На стены крепости уже слетаются падальщики.

 

3

 Политики в опиумной лавочке (1870)

Политики в опиумной лавочке (1870)

Поездка Верещагина в Туркестан была очень плодотворной. Он старался зафиксировать всё, что видел вокруг: быт, нравы, обычаи местных жителей. Картина «Политики в опиумной лавке» наполнена жизненной правдой и чёрным юмором. Она выполнена с фотографической точностью и передаёт массу деталей, которые можно рассматривать часами.

Посетители опиумной лавки — это отбросы общества, которые тратят последние деньги на опиумную затяжку. Грязные, босые, оборванные, в страшных лохмотьях, но как важно они дискутируют! В глаза бросаются их чёрные от грязи ступни. Таких людей не волнует их внешний вид. Это необычное сообщество обсуждает какие-то серьёзные проблемы. О чём они говорят — неизвестно. Видимо, решаются важные мировые проблемы.

 

4

 Апофеоз войны (1871)

Апофеоз войны (1871)

Эпиграф автора к картине «Всем великим завоевателям, прошедшим, настоящим и будущим» стал настоящим посвящением всем мировым деятелям, стремящимся разрешить конфликт при помощи войны. Эта картина является актуальной до сих пор. Смерть. Вот единственный результат всех войн. Куча обглоданных черепов на фоне безжизненной пустыни.

Когда эта картина была впервые выставлена, она вызвала в обществе различные мнения, но однозначно никого не оставила равнодушным.

 

5

 Двери Тимура (1872)

Двери Тимура (1872)

Огромная серия картин Верещагина посвящена Средней Азии. Полотно «Двери Тимура» — непревзойдённый шедевр реализма. Огромная старая деревянная дворцовая дверь, украшенная немыслимым резным орнаментом, потрясает тем, как её написал художник. Два важных воина в экзотических восточных нарядах охраняют её со всей серьёзностью. Их пышные костюмы в дополнении с экзотическим средневековым оружием делают эту картину входом в восточную страшную сказку.

 

6

 Смертельно раненый (1873)

Смертельно раненый (1873)

Последние мгновения жизни раненного солдата выхвачены художником, как фотографический кадр. Сейчас русский солдат сделает ещё пару шагов, и умрёт на чужой земле. Вокруг разбросано оружие и лежат трупы убитых солдат. Всё происходит в Средней Азии во время колониальных войн России. Ослепительное солнце Туркестана освещает белоснежные рубахи солдат, дым и песок окутывают всё пространство картины.

Эта картина — жестокий укор безжалостности всех войн. Жизни солдат ничего не стоят при этом. Война — это тотальное безжалостное уничтожение людей.

Кстати, о самых красивых картинах мира читайте на нашем сайте most-beauty.ru интересную статью.

 

7

 Горный ручей в Кашмире (1875)

Картина Верещагина: Горный ручей в Кашмире (1875)

Верещагин посвятил Индии множество работ, описывающих военные действия той местности. Картина «Горный ручей в Кашмире» сильно выбивается из этого ряда.

Этот замечательный реалистичный пейзаж описывает красоту Гималаев, его горных рек и прекрасную растительность. Каменистый крутой горный склон омывает быстрая кипучая горная речушка, по пологому берегу растут высокие ели и небольшие лиственные деревья. Вода бурными волнами омывает крупные камни в реке. Эта картина даёт представление о Верещагине, как о талантливом пейзажисте.

 

8

 Мавзолей Тадж-Махал в Агре (1874–1876)

Мавзолей Тадж-Махал в Агре (1874–1876)

Знаменитый Тадж-Махал — ещё одно мирное полотно Верещагина, посвящённое путешествию по Индии. Знаменитая усыпальница сияет на фоне иссиня-голубого неба драгоценной жемчужиной, отражаясь в тёмных водах реки Джамна, притока священного Ганга. Сложный архитектурный пейзаж выполнен с фотографической точностью и потрясающим знанием перспективы.

 

9

 Победители (1879)

Картина Верещагина: Победители (1879)

Диптих «Победители» и «Побеждённые. Панихида» — два огромных трёхметровых полотна, показывающих войну с двух сторон: со стороны победителей и стороны побеждённых.

Картина «Победители» рассказывает зрителям об итоге сражения с турками под Телешем. Поле усыпано трупами русских солдат и офицеров, отправленных безжалостно на убой своими бездарными генералами. Единицы выживших русских солдат оказываются в плену. Турецкие солдаты бесцеремонно стягивают с трупов мундиры и сапоги, присваивают ценности, которые находят у погибших.

 

10

 Побеждённые. Панихида (1878–1879)

Побеждённые. Панихида (1878–1879)

Страшное, удручающее полотно «Побеждённые. Панихида» известно всему миру, как напоминание о цене, которую приходится платить за развязанные войны и бездарное командование. В городе Телеш произошла битва, стоившая жизней целого полка русских егерей.

Бескрайнее поле уложено ровными рядами обнажённых, наскоро присыпанных землёй, трупов русских солдат. Турки-победители присвоили после бойни не только мундиры погибших, но даже их нижнее бельё. На горизонте надвигается чёрная грозовая туча, сквозь которую пробиваются последние лучики солнечного света. Природа скорбит о погибших.

Полковой священник в траурной ризе служит панихиду, наверное, самую страшную в его жизни. Лицо священника печально и похоже на лик Христа. Эта картина из «Балканской серии» стала гениальным освещением последствий войны.

 

11

 Перед атакой. Под Плевной (1881)

Картины Верещагина: Перед атакой. Под Плевной (1881)

Огромное четырёх метровое полотно в человеческий рост охватывает момент ожидания начала атаки. Балканская война отличалась особой жестокостью и бездарным командованием. Под Плевной полегло тысячи русских солдат. Верещагин был свидетелем происходящего. Он, рискуя своей жизнью, активно участвовал в боевых действиях. Именно это позволило создать потрясающее по своему психологическому накалу широкомасштабное полотно.

Художник говорил, что, только участвуя в событиях, проливая кровь, узнав холод и голод, можно написать достоверную картину о войне. Поэтому картины Верещагина всегда имели потрясающее влияние на зрителей.

 

12

 Белая лошадь (1883)

Белая лошадь (1883)

Верещагин очень любил путешествовать по Египту и странам Ближнего Востока. В период своих странствий он делал искромётные зарисовки и этюды. Лёгкий воздушный этюд «Белая лошадь» написан художником легко и сочно. Бедный араб в рваной белой рубахе держит под уздцы белоснежного породистого арабского скакуна.

Фоном картины служат каменистые египетские пески. Из-за горизонта видна вершина одной из пирамид. Яркое палящее солнце передано сверкающей белизной лошади и ультрамарином безоблачного неба.

 

13

 Письмо к Матери (1901)

Картины Верещагина: Письмо к Матери (1901)

На больничной койке лежит тяжелораненый солдат и диктует прощальное письмо матери. Письмо пишет молоденькая сестра милосердия. Солдат измождён, и явно находится на пороге смерти. Такие картины выматывали художника до слёз, но всё равно, поклявшись больше не писать подобных картин, он снова отправлялся в военный поход.

 

Послесловие

Василий Васильевич Верещагин

На фото: Василий Васильевич Верещагин.

Верещагин жил и умер как настоящий солдат. Он погиб в морском сражении в 1904 году во время русско-японской войны на броненосце «Петропавловск». Его наследие исчисляется огромным количеством полотен, посвящённой разнообразной тематике. Прежде всего, Верещагин — борец за мир, ярый противник всех войн. О нём написал стихотворение А. Каган

Война во всём её кровавом виде

Страшна и неприглядна для людей.

И не понять политикам всевластным,

Страдание и горе матерей.

Лишь Верещагин, позабыв о славе,

Признании и милости властей,

Писал, что видел, чтобы перед нами

Война предстала горем матерей.

 

14

 Портрет девушки-бачи (1867)

Портрет девушки-бачи

 

15

 Мальчик-узбек (1868)

Картины Верещагина: Мальчик-узбек

 

16

 Мавзолей Шах-и-Зинда в Самарканде (1870)

Мавзолей Шах-и-Зинда в Самарканде (1870)

 

17

 Нищие в Самарканде (1870)

Нищие в Самарканде

 

18

 В горах Алатау (1870)

В горах Алатау (1870)

 

19

 Кочевая дорога в горах Алатау (1870)

Кочевая дорога в горах Алатау (1870)

 

20

 Богатый киргизский охотник с соколом (1871)

Богатый киргизский охотник с соколом

 

21

 У крепостной стены. «Пусть войдут» (1871)

Картины Верещагина: У крепостной стены. «Пусть войдут» (1871)

 

22

 Торжествуют (1872)

Торжествуют

 

23

 Туркестанский солдат в зимней форме (1873)

Картины Верещагина: Туркестанский солдат в зимней форме

 

24

 Узбек-продавец посуды (1873)

Узбек-продавец посуды (1873)

 

25

 Узбекская женщина в Ташкенте (1873)

Картины Верещагина: Узбекская женщина в Ташкенте (1873)

 

26

 Дорога военнопленных (1879)

Дорога военнопленных

 

27

 Японский нищий (1904)

Картины Верещагина: Японский нищий (1904)

Наша статья подошла к концу. Редакция mopst-beauty.ru просит вас написать в комментариях какие картины Верещагина вам понравились больше всего.