В коллекции ведущего музея России собраны самые значимые произведения русских художников. Это около 200 тысяч экспонатов, которые выставить одновременно практически невозможно. Всем известны её масштабные шедевры, такие как «Три богатыря» Васнецова, «Девочка с персиками» Серова, «Явление Христа народу» Иванова. Большинство художественных произведений галереи не так широко разрекламированы, но являются неоспоримыми шедеврами, имеющими свои тайны и интересную историю. Перед вами именно такие картины Третьяковской галереи, которые имеют огромную культурную ценность.

 

1

 «Завтрак аристократа» П. А. Федотов (1847)

Завтрак аристократа

Небольшая картина 51×42 см, выполненная художником Федотовым П.А., светится озорством и юмором. Комната обставлена дорогой мебелью, стены увешаны картинами, хозяйский пудель подстрижен по последней моде. На фоне этого видимого благополучия молодой франт в дорогой шелковой домашней одежде завтракает обычным куском чёрного хлеба. Нежданный гость прервал его трапезу. Аристократ в растерянности пытается скрыть кусок хлеба под развёрнутой книгой. Во рту за щекой застыл непережёванный кусок.

Художник остро высмеивает новоявленных безденежных аристократов, готовых месяц есть один хлеб ради покупки модных дорогих штанов. Главная цель героя картины — создать видимость своего благополучия. А если вдруг застать такого аристократа врасплох? Картина актуальна и в наше время, когда многие стремятся пустить пыль в глаза любыми средствами, не имея за душой ни гроша.

 

2

 «Воспитанница» Н. В. Неврев (1867)

Картины Третьяковской галереи: «Воспитанница» Н. В. Неврев (1867)

Мастер бытового жанра Неверев Н.В. (автор знаменитого «Торга») один из первых открыто показал обществу всю мерзость и жестокость крепостничества. В картине «Воспитанница» он продолжил тему торговли людьми уже после отмены крепостного права.

Действие происходит в доме богатой дамы, которая проявляет «заботу» о девушке-сироте. Быть может, это бывшая крепостная, которую воспитали соответствующим образом или бедная родственница-бесприданница. В гостиной хозяйки собрались гости: молодой офицер, мелкий служащий и поп. Дама представляет господам свою юную воспитанницу.

Атмосфера в гостиной напряжённая и отталкивающая, ведь девушку предлагают в качестве содержанки за определённую мзду. Идёт скрытая торговля, кто больше даст за неё хозяйке. Молодой офицер отвернулся, пытаясь изобразить непричастность к происходящему. Мадам настойчиво рекомендует воспитаннице служителя церкви, так как он более состоятелен, чем остальные присутствующие.

 

3

 «Богатый киргизский охотник с соколом» В. В. Верещагин (1871)

Богатый киргизский охотник с соколом

В конце 19 века Российская империя стала разрастаться за счёт экспансии в Средней Азии. Молодой художник попал в экспедицию по Туркестану, где плодотворно работал и гостил у своего друга Байтика Канаева — киргизского батыра, представителя высшей знати племени соло. С ним он познакомился и подружился ещё в столице на приёме у императора Александра II.

Байтик Канаев увлёкся творчеством Верещагина и с удовольствием позировал ему в национальной одежде со своим пернатым охотником. Содержать такую хищную птицу мог только знатный представитель племени. Сокол на руке подчёркивает статус Байтика Канаева.

Читайте также: Самые известные картины Верещагина.

 

4

 «В праздник» Н. Д. Кузнецов (1879)

Картины Третьяковской галереи: В праздник

Выходец из Одесской области, член Академии художеств, передвижник Кузнецов Н.Д. славился как портретист и художник бытового жанра. На его полотне «В праздник» изображён прекрасный летний пейзаж. Бескрайние степные просторы южных областей Малороссии выписаны настолько реалистично, что хочется глубоко вдохнуть воздух, насыщенный ароматами степных трав.

В этой траве лежит молодая женщина в праздничном украинском наряде. Её правая рука закрывает от солнца лицо, а левая лежит на животе, лицо напряжено и не выражает никаких эмоций. Наконец она смогла спокойно полежать и отдохнуть в одиночестве, вдали от семьи.

Крепостничество уже отменено, но крестьянский труд в летнюю страду не изменился, он оставался тяжёлым и изнурительным. И только в церковные праздники работа не разрешалась, так как считалась грехом.

 

5

 «Больной муж» В. Максимов (1881)

Больной муж

Художник в детстве пережил безвременную смерть отца, и в 1881 году он перенёс свои горькие детские воспоминания на небольшое полотно «Больной муж». На нём мастерски отражена атмосфера глубокого отчаяния из-за болезни отца семейства. В то время потеря кормильца — это самое страшное, что могло случиться с семьёй. Даже потеря ребёнка была не так ужасна.

Действие происходит в простой крестьянской избе. В ней ютится бедность и крайняя нужда. И без того семья жила впроголодь, перебивалась небольшими заработками мужа от ловли рыбы. На убогой кровати, покрытой простой соломой, лежит тяжелобольной мужчина. Его жена стоит на коленях и горячо молится о его выздоровлении. Художник сочувствует происходящему и передаёт зрителю все свои эмоции. Это полотно — настоящий шедевр, получивший наивысшие оценки критиков.

 

6

«Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» И. Е. Репин (1885)

Картины Третьяковской галереи: Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года

Эта картина появилась под впечатлением от убийства императора Александра II. Об этом говорит конкретная дата в названии картины. Трагическая гибель царевича Ивана от руки отца Ивана Горозного изображена художником настолько реалистично, что вызывает у зрителя психологическое напряжение. С безумным взглядом царь прижимает к себе голову убитого сына. Из раны на голове царевича хлещет алая кровь. Она стекает сквозь пальцы царя, ложится пятнами на шелковых одеждах царевича, она — везде.

Картина ярко передаёт весь ужас происшедшего. Дважды эту работу пытались испортить психически неуравновешенные посетители галереи. Несмотря на то что она хранилась под стеклом, в 2018 году картина подверглась повторному нападению. Стекло было разбито, и картина получила два существенных повреждения.

Из-за эмоций, которые возникают при просмотре картины, полотно никогда не покидает стены галереи.

Читайте также: Самые известные картины Репина.

 

7

 «Вешний поезд царицы на богомолье при царе Алексее Михайловиче» В. Г. Шварц (1860-е гг.)

Вешний поезд царицы на богомолье при царе Алексее Михайловиче

В середине 19 столетия многие русские художники обратились к историческому жанру. В России возрос интерес к прошлому страны, стала развиваться археология и этнография. Допетровская эпоха первых из династии Романовых привлекала своей самобытностью и красочностью. На полотне Шварца В.Г. изображена обыденная сценка выезда царицы на богомолье.

Длинный царский поезд в окружении колоритной охраны проезжает через подмосковное село. Из домов вышли крестьяне и кланяются пышному царскому выезду. Карета царицы обшита золотой парчой, на её передней стенке красуется двуглавый герб. Далее в ярких каретах следует близкое окружение царицы. Художник мастерски изобразил костюмы и повседневный быт жителей тогдашней России.

 

8

 «Дебри» И. И. Шишкин (1881)

Картины Третьяковской галереи: «Дебри» Шишкин И.И. (1881)

Картина знаменитого русского пейзажиста «Дебри» — фотографически точное изображение глухой тайги. Размер полотна 144×95 см. Труднопроходимый лес, вросший корнями в каменистую почву, прописан до мельчайших подробностей. Тонкие стволы сосен с чешуйчатой корой освещены тёплым вечерним светом и смотрятся контрастно на тёмном фоне.

Следует учесть, что полотна такого размера Шишкин писал в студии по небольшим этюдам. Мастерство и уникальная память художника позволяли создавать за короткое время потрясающие по сложности пейзажи.

Советуем посмотреть: Самые знаменитые картины Шишкина.

 

9

 «Царевна-Лебедь» М. А. Врубель (1900)

«Царевна-Лебедь» Михаил Врубель (1900)

«Сказка о царе Салтане» А.С. Пушкина и одноимённая опера Н.А. Римского -Корсакова, где партию Лебедя исполняла жена художника, навеяли Врубелю идею создания необычного портрета. Надежда Врубель позировала мужу. Сказочная и таинственная царевна получилась очень чувственной и чарующе прекрасной. Она застигнута в момент превращения из царственной птицы в человека.

Дивное белоснежное оперение, огромные серые глаза царевны зачаровывают своей неземной красотой. Кажется, что царевна источает нежное жемчужное сияние на фоне мрачного морского пейзажа.

Читайте также: Уникальные фотографии фарфоровых сервизов времён СССР.

 

10

 «Заморские гости» Н. К. Рерих (1901)

«Заморские гости» Рерих Н.К. (1901)

Это роскошное по красоте полотно словно продолжает сюжет предыдущей картины и напоминает иллюстрацию к сказке о царе Салтане, где сказочные гости едут к острову Буяну на своих диво-ладьях. На самом деле, Рерих изобразил историческое прибытие варягов на Русь.

Стиль модерн успешно соединяет живопись и декоративно-прикладное искусство. Это единение позволяет художнику передать красоту ладьи, которая вырывается из рамок картины и стремительно движется на зрителя. Это ощущение возникает из-за изгиба ярких парусов, их отражения в волнах реки и белоснежных чаек, кружащих над волнами.

Редакция most-beauty.ru просит вас написать в комментариях какие картины Третьяковской галереи вам нравятся больше всего.