Саврасов Алексей Кондратьевич (1830–1897), русский художник, член Товарищества передвижников долгое время был незаслуженно «забыт». Даже Александр Бенуа отзывался о нём, как о художнике, случайно написавшим одну восхитительную картину «Грачи прилетели». И что ни до, ни после неё Саврасов больше ничего примечательного не создал. Конечно, это не так. Картины Саврасова представляют огромную художественную ценность не только для нашей страны.

Был и успех, и признание, но потерпев ряд неудач в личной жизни, пережив смерть троих детей, он стал пить. Его уволили из училища, где он преподавал живопись. К концу жизни Саврасов прозябал в нищете, болел и нещадно пил. Его работы потеряли воздушность и стали мрачными. Но всё же, Саврасов А.К. считается признанным выдающимся пейзажистом с огромной русской душой, певцом русской природы.

 

Самые знаменитые работы Саврасова:

 

1

 Вид на Кремль от Крымского моста в ненастную погоду (1851)

Картины Саврасова: Вид на Кремль от Крымского моста

Молодой художник ещё находится под влиянием итальянской школы. Пейзаж просто сказочный: Белокаменный Кремль сияет в самом центре картины, утопая в клубящихся синих облаках. Кипящее и клокочущее небо занимает большую часть картины. Его красота и сила подчёркивается необычным световым решением. Сильный ветер треплет ветви старого дуба. Вот-вот начнётся гроза. На переднем плане покосившийся шалаш. Женщина спешит укрыться от непогоды. Эта картина уже заявляет о таланте молодого живописца.

 

2

 Вид в окрестностях Ораниенбаума (1854)

Вид в окрестностях Ораниенбаума (1854)

Этот великолепный и мастерски исполненный пейзаж раскрывает фантастическую природу окрестностей Северной столицы. Огромные валуны, принесённые на равнину древним ледником, красуются на переднем плане. Они покрыты мхом и прекрасно вписываются в пейзаж опушки леса. Старый дуб раскинул над валунами свою крону. Его листья купаются в солнечных лучах, и на фоне тёмного соснового леса смотрятся изысканным кружевом.

 

3

 Ранняя весна. Половодье (1868)

Картины Саврасова: Ранняя весна. Половодье (1868)

«Весеннее половодье» Саврасова А. К. — лёгкая, свежая картина. Огромное небо насыщено легчайшими оттенками сиреневого, жёлтого, белёсо-голубого оттенков. Оно встречается на горизонте с бескрайней водой, затопившей всё вокруг. Небольшие островки земли, на которых ютятся берёзы, разделяют полотно на две неравные части. Нижняя треть полотна тёмная, холодная. В гладкой весенней воде отражаются голые деревья. Красота этого весеннего явления передана Саврасовым очень тонко.

 

4

 Лосиный остров в Сокольниках (1869)

Лосиный остров в Сокольниках (1869)

Это первая картина, которая принесла настоящий успех Саврасову. Сейчас Сокольники и Лосиный остров не узнать. Они находятся в центре огромного мегаполиса, а раньше это были задворки старой Москвы. И художник предоставил нам возможность ощутить ту необычайную красоту, которая царила раньше на этом месте.

Эта картина завоевала первую премию на выставке 1871 года и имела название «Сокольники». Её сразу приобрёл Третьяков, а уже только это давало высокую оценку картине. Спустя некоторое время, на выставках передвижников она представлялась уже как «Лосиный остров в Сокольниках». Эта картина была написана Саврасовым в период творческого подъёма.

Его увлечение реализмом смогло передать и огромные масштабы русского пейзажа, и его монументальную красоту. Всё внимание отдано огромным вековым соснам. Дивный лес уходит за горизонт. Перед лесом — открытый луг, на котором пасутся коровы. Рваные берега болота на переднем плане сочетаются с пасмурным небом и придают картине тревожности. Одинокое деревце на месте старой вырубки намекает на перемены, которым подвержен старый лес. По мнению редакции most-beauty.ru, это самая красивая картина Саврасова.

 

5

 Печерский монастырь близ Нижнего Новгорода (1871)

Картины Саврасова: Печерский монастырь близ Нижнего Новгорода

Великая река Волга привлекла Саврасова своим величием и красотой. Картина «Печерский монастырь близ Нижнего Новгорода» — самая большая из работ «волжской серии» художника.

Перед зрителем предстают бескрайние просторы реки Волги. На песчаном берегу раскинулся провинциальный городок, на окраине которого виднеются белые строения монастыря. На переднем плане в правом углу картины по крутому склону поднимается берёзовая роща. Небо занимает третью часть полотна, так как художник хотел показать красоту и величие реки, её огромные просторы.

Эта картина возымела успех и получила заслуженную награду — первую премию на живописном конкурсе. Она также была приобретена Третьяковым. Сейчас она находится в музее Нижнего Новгорода.

Кстати, о самых красивых пейзажах читайте статью на нашем сайте.

 

6

 Грачи прилетели (1871)

Грачи прилетели (1871)

«Грачи прилетели» — самое знаменитое полотно Саврасова. После выставки её сразу же приобрёл для своей галереи П. Третьяков.

За основу картины был взят живописный вид села Молвитино. В канун весны, когда ещё сильно дыхание зимы, в воздухе появляется неуловимый запах пробуждения природы. В это время прилетают грачи. Это первые предвестники уходящих холодов и наступления тепла. В это время тает снег, начинают наливаться соком деревья, набухают почки.

Всё это буйство и великолепие искусно передал Саврасов. Эта картина — настоящий гимн красоте русского пейзажа. Здесь архитектура и природа создают великолепный оркестр, в котором каждая деталь играет свою роль. Радость прихода весны, возрождения проникает в самое сердце.

 

7

 Просёлок (1873)

Картины Саврасова: Просёлок (1873)

Небольшая (57×70 см) картина «Просёлок» — восхитительна. Этот шедевр — песня, посвящённая незатейливому русскому пейзажу. Она является частью собрания Третьяковской галереи.

Вначале Саврасов постеснялся выставлять её на всеобщее обозрение. Он считал её простой и недостойной широкой публики. Долгое время, практически 20 лет, она находилась у друга художника. Но когда её всё-таки выставили, она произвела необычайное впечатление. Критика этой картины была похвальной.

Распутица русских дорог оказалась необычайно живописной. Прошёл сильный летний дождь. Дороги развезло. Грозное небо сменяется тёплыми оттенками. На горизонте показались лёгкие жемчужные облака, и лучи солнца пытаются пробиться из-за туч. Они отражаются в лужах и ручейках просёлочной дороги. Цвет воды, грязь переданы так реалистично и колоритно, что приходится удивляться мастерству художника.

Бесконечные просторы пейзажа подчёркивают шесть раскидистых неказистых деревьев, растущих вдоль дороги. Они добавляют в пейзаж динамичность перспективы.
Художник мастерски передал свежесть после вечернего летнего дождя, чем доказал, что любая погода только подчёркивает красоту пейзажа и создаёт его настроение.

Читайте также: Самые красивые деревья с мире.

 

8

 Зима (Конец 1870-х — начало 1880-х годов)

Зима

Этот период творчества был у Саврасова сложным. Его жизнь шла под откос, он запил. Редко из-под кисти художника появлялась удачная картина.

Тёмное, тяжёлое насыщенное небо давит на низкий горизонт. Бескрайняя дорога делит пейзаж на две части. Слева вдалеке виднеется лес, справа — бескрайняя равнина. На переднем плане одиноко стоящие берёзы и редкие кусты. Белая полоса на горизонте подчёркивает нависшее свинцовое небо. Снег равнины грязный, жёлто-коричневый, как после оттепели. Вот-вот пойдёт то ли дождь, то ли мокрый снег.

Картина драматичная и нерадостная. Эта колоритная, зрелая и уникальная работа очень тонко передаёт и настроение художника, и состояние природы.

Художник в этой картине нашёл отражение своей жизни. Безудержная тоска, смерть детей, разрыв с женой, одиночество. Саврасов — это одинокая сосна за обочиной дороги, с обломанными ветвями.

 

9

 Распутица (1894)

Известные картины Саврасова: Распутица (1894)

Саврасов часто изображал раннюю весну, когда сходит снег и на дорогах царствует распутица. Художник изобразил пейзаж села Покровское. Композиция картины необычна. Широкая разбитая весенняя дорога уходит вдаль от левого края картины. Вдали виднеются аккуратные домики. Их крыши ещё покрыты снегом. По обе стороны дороги белесая берёзовая роща укрыта лёгким инеем.

Саврасов точно уловил незаметный переход от зимнего состояния природы к весне. Картина пронизана свежим воздухом, а яркий кусочек неба предрекает скорое тепло.

 

?

 Послесловие

Картины Саврасова

«Волга», 1874г.

Даже если бы Саврасов написал только одну картину «Грачи прилетели», и у него не было бы других замечательных работ, всё равно, это сделало бы его великим русским пейзажистом. Этот шедевр до сих пор остаётся памятником величия и красоты русской природы. Он золотыми буквами вписал имя Саврасова в ряд лучших русских живописцев.

Мы не могли выделить из огромного числа прекрасных картин Саврасова всего лишь несколько лучших, поэтому решили добавить ещё с десяток прекрасных пейзажей.

Другие картины Саврасова:

 

 

11

 Степь днём (1852)

Картины Саврасова: Степь днём

 

12

 Пейзаж с рекой и рыбаком (1859)

Пейзаж с рекой и рыбаком

 

13

 Швейцарский пейзаж с лошадьми (1867)

Прекрасные картины Саврасова: Швейцарский пейзаж с лошадьми

 

14

 Сельский вид (1867)

Сельский вид

 

15

 Плоты (1868)

Картины Саврасова: Плоты (1868)

 

16

 Ранняя весна. Половодье (1868)

Ранняя весна. Половодье

 

17

 Вид Волги под Юрьевцем (1870)

Лучшие картины Саврасова: Вид Волги под Юрьевцем

 

18

 Закат над болотом (1871)

Закат над болотом

 

19

 Рыбаки на Волге (1872)

Удивительные картины Саврасова: Рыбаки на Волге

 

20

 К концу лета на Волге (1873)

К концу лета на Волге

 

21

 Весенний день (1873)

Красивые картины Саврасова: Весенний день

 

22

 Оттепель. Ярославль (1874)

Оттепель. Ярославль

 

23

 Ночь на Воробьёвых горах (1881)

Прекрасные картины Саврасова: Ночь на Воробьёвых горах

 

24

 Пейзаж с радугой (1881)

Пейзаж с радугой

 

25

 Лес в инее (1890)

Картины Саврасова: Лес в инее

На этом закончим нашу статью. Надеемся, что вы получили удовольствие от просмотре прекрасных работ русского живописца. Ждём ваших комментариев. Напишите какие картины Саврасова произвели на вас наибольшее впечатление.