Картина «Золотая осень» Исаака Левитана знакома всем со школьной скамьи. В жизнь вошла и поговорка: «Как будто с картин Левитана…». Исаак Левитан был незаурядным человеком и непревзойдённым мастером пейзажа. Иногда он брался за портреты. Известно всего несколько портретов знаменитостей того времени кисти Левитана. Но, для художника пейзаж оставался приоритетным направлением в живописи. На его потрясающих полотнах запечатлена чувственность, красота, неповторимая загадочность и печаль русской природы. Перед вами самые известные картины Левитана по мнению редакции mopst-beauty.ru:
1
«Осенний день. Сокольники», 1879
Этот осенний пейзаж, с грустным настроением дождливого серого дня, Левитан написал в 19 лет. В это время его, как лицо иудейского вероисповедания, по высочайшему повелению выселили из Москвы. Поселившись в селе Салтыковка, Левитан пишет грустные виды. Огромное рваное серое небо, тёмные, качающиеся от ветра сосны, длинная, уходящая вдаль парковая дорожка, покрытая шуршащей листвой и одиноко идущая по ней маленькая женская фигурка.
Это единственный пейзаж Левитана, на котором изображена фигура человека. Он интересен ещё и тем, что её дописал совсем другой художник, Н.П. Чехов, брат знаменитого писателя и драматурга А.П. Чехова.
2
«Вечер после дождя», 1879
Ранняя картина И. Левитана «Вечер после дождя» — удивительно гармоничный урбанистический пейзаж, изображающий красивый закат, с отступающим грозовым фронтом. Пустой, мокрый вечерний перрон одинокой станции, колея, уходящая вдаль, и огни приближающегося поезда навевают знакомые всем чувства начала нового путешествия.
3
«Мостик. Саввинская слобода», 1884
Небольшой этюд, на котором изображён простенький мостик через ручей близ деревушки, можно считать полноценной картиной, выполненной в стиле реализма. Брёвна мостика, канава с ручьём, пыльная тропинка написаны крупными размашистыми мазками. На дальнем плане за деревьями, на освещённой солнцем поляне видны сваленные в кучу необработанные брёвна, подготовленные к строительству. Этот простой незатейливый пейзаж описывает крестьянские будни.
4
«Саввинская слобода под Звенигородом», 1884
Покосившиеся избы, одна из которых частично разобрана и готова к ремонту, канава с ручьём, разбитая пыльная дорога — обычный вид русской деревни конца 19 века. Жёлто-коричневая гамма картины подчёркивает убогий быт крестьян. И в то же время это очень гармоничный и спокойный пейзаж, затрагивающий самые глубокие ностальгические чувства, близкие каждому русскому человеку.
5
«Берёзовая роща», 1889
Это яркая, солнечная и весёлая картина, на которой изображена летняя берёзовая роща. Белоснежные стволы берёзок контрастно выделяются на фоне кудрявой зелени верхушек. Солнце словно пляшет по зелёной траве. Всё это достигнуто благодаря тончайшим оттенкам зелёного и жёлтого цветов, и игре света и тени. Здесь уже чувствуется отточенное мастерство художника, его прекрасное цветовосприятие. Отлично передано настроение великолепной русской берёзовой рощи.
Читайте также: Картины Анри Матисса, которые знает весь мир
6
«Тихая обитель», 1890
Вид монастыря, утопающего в зелени на фоне вечерней зари поражает своей органичностью и теплом. Мостик, перекинутый через реку, ведёт путника прямо к этим вековым намоленным местам. Передний план картины держится в тени, а лес вокруг монастыря освещён тёплыми лучами заходящего солнца.
7
«Весна в Италии», 1890
Полотно, написанное Левитаном в стиле импрессионизма, насыщено солнцем и необычайной свежестью. Розовый, сиреневый, голубой, синий, ярко-зелёный, охра, сливаясь воедино, создают фантастическую весеннюю феерию. Горы ещё блистают белоснежными вершинами, но долины уже утопают в цветущих деревьях.
8
«Вечерний звон», 1892
На картине изображён Кривозерский монастырь близ города Юрьевец. Пейзаж очень тёплый и умиротворяющий. Лазурное небо и розовые облака отражаются в зеркале реки, которая омывает монастырские угодья. Спокойствие и тишину нарушает вечерний звон монастыря. Этот звон отождествляется с тёплыми лучами заходящего солнца, в которых утопает монастырь.
Это полотно интересно ещё тем, что оно донесло до нас вид уже несуществующей обители. Во времена строительства Горьковского водохранилища в 1950- х годах 20-го столетия монастырь попал под затопление, и этот прекрасный вид навсегда исчез с лица Земли.
9
«У омута», 1892
Летом 1892 года Левитан пишет реку Тьму. Картина «У омута» — крупное (150×209 см) полотно. Оно изображает берег реки, перекрытый плотиной и мостками. Левитану очень понравился этот вид у развалин старой мельницы и омута. Он сделал множество набросков и предварительных этюдных работ, прежде чем окончил эту картину.
Левитан — художник, который всегда мастерски передаёт настроение природы. По своей сути — это драматичный пейзаж. Серое небо и чаща тёмного хвойного леса, изображённая вдалеке за рекой отражаются в её тёмных водах. Это придаёт картине особой угрюмости и тревожности.
10
«Владимирка», 1892
Владимирский тракт, или Владимирка — знаменитая дорога, по которой брели скованные каторжники в Сибирь. Это настоящий исторический пейзаж, окутанный человеческой тоской и болью. Картина имеет сравнительно большие размеры (79×123 см).
Бескрайние просторы среднерусской равнины под огромным, серым, холодным и тяжёлым одеялом неба, и бесконечная пыльная дорога, ведущая за горизонт. Она словно соткана из маленьких троп, вытоптанных тысячами ног каторжан. Вдоль дороги стоит верстовой столб. И тысячи вёрст вокруг пустота, без признаков жизни.
11
«Над вечным покоем», 1894
Путешествуя по Тверской губернии близ озера Удомля, Левитан остановился в имении Островно, где написал своё самое «русское» и большое (150×206 см) полотно «Над вечным покоем». Художник изобразил гигантские, необъятные просторы русской земли, серебристые воды такого же бескрайнего озера и одинокую церквушку на крутом берегу небольшого мыса. Весь этот вид в совокупности с огромным чарующим грозным небом, покрытым тяжёлыми свинцовыми облаками создаёт необычайное, величественное и захватывающее дух впечатление.
Кстати, на most-beauty.ru есть подборка очень красивых пейзажей!
12
«Золотая осень», 1895
Потрясающая природа Тверской губернии, где гостил Исаак Левитан в имении Горки, вдохновила художника на создание нескольких замечательных по красоте пейзажей. Картина «Золотая осень» считается самым лучшим осенним пейзажем художника. Левитан обожал раннюю осень с её буйством и многоцветием палитры. Так написать «пышное природы увяданье», передать настроение, красоту и многоплановость пейзажа смог только Левитан.
13
«Осенний пейзаж с церковью», 1895
Серый осенний день. Жёлтые осины дрожат на ветру, их листва летит по крутому склону. На заднем плане за жёлтыми берёзами и тёмными зарослями облетевших деревьев видны бирюзовые купола церкви. Картина написана пастелью на картоне. Этот материал придаёт пейзажу необычайной нежности, грусти и «воздушности».
14
«Свежий ветер. Волга», 1895
Праздничная, невероятно солнечная картина «Свежий ветер. Волга» кажется очень лёгкой. На картине преобладает огромное голубое небо с белоснежными облаками. Голубые воды Волги покрыты небольшой рябью. Розовые и сиреневые рефлексы на волнах придают Волге торжественности.
В правой части картины изображены баржи, сопровождаемые буксирами. В левой части картины навстречу баржам плывёт теплоход. На переднем плане лодка с рыбаком, над которой вьются чайки. Баржи и буксиры написаны в тёплой коричнево-красной гамме. Белый парус первой баржи надулся от ветра. Борта барж отмечены триколорами двух стран — России и Персии. Эта картина отображает всю мощь и красоту реки, объединяющей разные народы и страны.
15
«Весна. Большая вода», 1897
Яркий солнечный день в период весеннего половодья привлёк художника своей красотой, и в то же время простотой. На картине преобладают оттенки голубого и жёлтого цветов. Полотно очень лиричное и нежное, воспевает красоту русской природы в период весеннего пробуждения.
16
«Озеро. Русь», 1900
Незадолго до своей смерти, Левитан написал последнее крупное пейзажное полотно (149×208 см). В этот период он пишет несколько вариантов картины «Озеро», и окончательным стало полотно «Озеро. Русь». Картина выполнена в необычной «размашистой» технике.
Крупные мазки, казалось бы, положены грубо и хаотично, но стоит сделать шаг от картины, и вся красота осеннего дня начинает сиять голубизной неба, и белых облаков, отражающихся в синеве озера. Вдали, на берегах озера виднеются деревеньки. На переднем плане изображён камыш, колышущийся от ветра. На поверхности воды серебрится крупная рябь.
Ещё картины Левитана:
Нам очень сложно выбрать лучшие картины Левитана среди многих, поэтому ниже мы разместим ещё несколько его картин, но уже без описания.
17
Лилии. Ненюфары, 1895
18
Тишина, 1898
19
Сумерки
20
После дождя. Плёс, 1889
Послесловие
По мнению most-beauty, среди всех русских пейзажистов этот русский художник еврейского происхождения действительно считается автором самых русских пейзажей. В те времена быть евреем в России было непросто, а чтобы стать великим живописцем необходим был незаурядный талант.
Евреи не имели права покидать черту оседлости, селиться, учиться и работать в столичных и крупных городах. Левитану также не позволялось жить в Москве, и только хлопоты покровителей позволили открыть ему в столице живописную мастерскую. Художник прожил всего 40 лет, но эти года были насыщены путешествиями, постоянными творческими поисками, подарившими нам великие шедевры пейзажной живописи.
Просим вас написать какие картины Левитана произвели на вас наибольшее впечатление?
Картины «Весна.Большая вода», «Осенний пейзаж с церковью», » Над вечным покоем», «Осенний день. Сокольники» для меня особенно прекрасны .Выбрать действительно сложно. Спасибо.
Очень талантливый художник…, но над ним так издевался Антоша Чехонте…
Отличная подборка ,великолепные пейзажи,Люблю Левитана
а мне понравились «Вечер после дождя», «Тихая обитель», «У омута», «Лилии».
Отражение от водной поверхности написано столь реалистично и ,в тоже время
завораживает какой то сказочностью, ирреальностью.
Для меня стала открытием «Весна в Италии» малознакомая картина — прекрасна!
Благодарю!
Отличный очерк о великом художнике! Вечная память Левитану, поклон автору!
«Над вечным покоем» — картина на все времена! Показана в фильме «А зори здесь тихие».
Над вечным покоем. Самая тревожно-щемящая русская картина. Великий, неподражаемый, единственный!
Разве можно русской душе выбрать один маленький кусочик собственной души, наполненной радостью собственного бытия на просторах матушки России. За короткое время просмотра наяву и удивительным образом ощущаешь все явления и свежесть русской природы, а так же древность бытия народа в очертании церквей милых каждому сердцу. ВСЕ картины прекрасны. Спасибо автору!
Свежий ветер. Волга.Так и хочется сделать большой вздох.Пустить в свою душу свежий волжский ветер: бескрайний, чистый,русский.
Для меня Исаак Левитан-гений русского пейзажа, необ’’ятной русской души , безгранично талантливый, просто неподражаемый, великий, единственный и неповторимый! А Антоша Чехонте издевался над многими талантами, как ,собственно, и все завистливые гении. Такова их гениальная сущность.А Левитан-мой гений…..
А где же «Март»?
Видит природу изнутри.
Спасибо автору за привлечение внимания к такой прекрасной теме, но хочется высказать наболевшее. В век цифровых технологий, фотоматриц наивысочайшего разрешения, совершеннейших программ фото-видео обработки, в российском интернете циркулируют репродукции прекрасных произведений отечественных мастеров живописи ну просто в дьявольски извращённом качестве до такой степени, что невольно возникает мысль о намеренном искажении подлинного качества с целью вызвать отвращение к «убогой ущербности» русского изобразительного искусства особенно в глазах российской молодёжи. А возможно я опоздал и у современных россиян уже отсутствует живой интерес к истинной красоте, т.к. не встречаю в интернете претензий к качеству публикующихся репродукций особенно классической живописи? Зато как ярки и красочны рекламные картинки!