Идейный вдохновитель создания Артели художников, один из основателей общества художников-передвижников, Крамской Иван Николаевич является одним из выдающихся художников середины XIX века. Его творчество неразрывно связано с Россией. Он прожил всего лишь полстолетия, но за это время успел создать весомые работы, которые стали прорывом в изобразительном искусстве. Его вклад в общество передвижников неоценим, так как впервые в России простой народ смог увидеть живописные полотна современных художников, среди которых были и картины Крамского.

 

Самые выдающиеся картины Крамского:

 

1

 Русалки (1871)

Известные картины Крамского: Русалки (1871)

Произведения Гоголя Н.В. произвели на Крамского огромное впечатление. Повесть «Майская ночь» вдохновила художника на написание большого полотна. По сути, картину нельзя назвать иллюстрацией к повести. Скорее всего, это фантазия на тему таинственного произведения и её героев — русалок и разной нечисти.

Крамскому удалось поймать холодные, желтовато-голубые лучи ночного светила. Вдали, за кустарниками и деревьями виднеется хутор. Полная Луна освещает берег реки. Ветки поваленного плетня отбрасывают страшные корявые тени, воды реки тёмные и мрачные. Жутковатые женские фигуры в белых рубахах-саванах, покинув воду, разбрелись по берегу. Они печальны и глубоко несчастны. Девушек-утопленниц тёмные силы превратили в русалок.

Крамской очень скрупулёзно подошёл к написанию этой картины, несколько раз её перерабатывал. И даже спустя время, когда картина уже висела в Третьяковке, он обращался с просьбой вернуть её на время для внесения корректировок.

Кстати, на нашем сайте most-beauty.ru вы сможете насладиться фотографиями самых красивых русалок.

 

2

 Портрет художника К. А. Савицкого (1871)

Портрет художника К. А. Савицкого

В 1871 году Крамской пишет портрет своего коллеги по обществу передвижников, замечательного художника К.А. Савицкого. На этом портрете будущий академик Императорской Академии художеств изображён молодым, энергичным тридцатилетним мужчиной. Он красив, умён и интеллигентен.

Как обычно, Крамской выделяет образ человека при помощи нейтрального глухого фона. Бледное лицо Савицкого сияет, словно драгоценная жемчужина на тёмно-бордовом бархате драпировки. Его отблески отражаются в густых волнистых волосах молодого человека и в аккуратной бородке. Этот приём позволяет внимательно изучить портрет, не отвлекаясь на детали.

В этом портрете нет ничего лишнего — лишь умные глаза смотрят на зрителя в упор. Так художник смотрит на свою модель, изучая её. Не мы оцениваем Савицкого, он оценивает нас. Для Савицкого все зрители — его потенциальные натурщики, которые могут стать частью его замыслов.

Читайте также: Самые красивые портреты в мире.

 

3

 Книги одолели (1872)

Самые красивые картины Крамского: Книги одолели (1872)

Предположительно, на картине изображена дочь художника. Девочка-подросток с игрушкой в руке пытается дочитать книгу. Уютно устроившись на мягком диване, девочка из последних сил удерживает раскрытую книгу. Это занятие сморило её.

Поза ребёнка говорит о том, что она вот-вот выронит и книгу, и игрушку, и заснёт крепким сном. Колорит картины очень мягкий, тёплый. Яркий румянец на щеках девочки подчёркивается розовым платьем. Красный обруч в волосах, красная игрушка-птица, красная обложка — эти яркие акценты дополняют картину теплом и домашним уютом.

 

4

 Старик с костылём (1872)

Старик с костылём (1872)

Продолжение крестьянской темы Крамского — портрет «Старика с костылём». Это незаурядный портрет крестьянина, скорее больного, чем старого человека. Его русые волосы неряшливо растрепались, старый зипун сильно потрепан и замаслен. Из-под него виднеется старая, но чистая рубаха и заплатанные штаны. Крепкие мозолистые руки сжимают костыль. Вероятно, человек испытывает боль, которая возникла из-за травмы позвоночника или болезни ног, как следствие тяжёлого физического труда.

Но лицо крестьянина не выражает ни боли, ни страдания. Старик не выглядит несчастным. Он воспринимает своё положение смиренно, как неизбежность.

 

5

 Христос в пустыне (1872)

Чувственные картины Крамского: Христос в пустыне (1872)

Уже, будучи именитым художником, Крамской создаёт шедевр «Христос в пустыне». Это полотно философское, заставляющее всколыхнуть в душе бурю эмоций. Одинокая фигура измученного терзаниями Христа в бескрайней, безжизненной пустыне — это символ противостояния злу, символ борьбы человеческой души с вечными соблазнами и искушениями.

Художник изобразил момент нравственного выбора Христа, готовность пожертвовать собой ради человечества на Голгофе. Казалось бы, статичная фигура среди камней, тишина, и нет намёка на какое-либо движение, но картина насыщена эмоциями, она передаёт ход мыслей Иисуса, его душевную борьбу.

Цвет в картине играет немаловажную роль. Холодные тона усиливают драматизм картины. Пальцы рук Христа крепко переплелись, словно корни сухого растения, лицо печально и задумчиво. На горизонте тонкой алой полоской брезжит рассвет, как символ нового обновления мира. Тьма отступает и наступает время света.

Советуем вам посмотреть нашу статью про 10 изображений Иисуса, которые вызвали горячие споры в обществе.

 

6

 Девушка с распущенной косой (1873)

Эмоциональные картины Крамского: Девушка с распущенной косой (1873)

В середине 19 века было модно изображать людей в состоянии болезни или на пороге смерти. Эти сюжеты позволяли художникам раскрывать тончайшие нюансы душевного состояния человека в период угасания. «Девушка с распущенной косой» — раскрывает данную тему очень мощно.

Крамского не интересовало социальное положение человека. Он концентрировал своё внимание на личности. Несмотря на болезнь, девушка прекрасна не только внешне, но и духовно. Её взгляд пронизан печалью и спокойствием. Это одна из самых любимых картин художника, с которой он не расставался до самой смерти.

 

7

 Портрет писателя Льва Николаевича Толстого (1873)

Портрет писателя Льва Николаевича Толстого

Этот портрет русского гения литературы считается самым лучшим из всех его портретов. Основатель художественной галереи Павел Третьяков задумал составить собрание портретов выдающихся российских деятелей.

Имя Льва Николаевича Толстого уже было известно далеко за пределами России. Толстой долго не соглашался позировать для такого портрета, но Крамскому удалось его уговорить, при условии, что портрет останется в имении писателя. Крамской стал писать параллельно два портрета с огромным удовольствием.

Как и было уговорено — один портрет остался в Ясной поляне. Второй портрет стал собственностью Третьяковской галереи.

На портрете граф Лев Николаевич Толстой изображён в простой льняной синей рубахе. Талант Крамского передал высокий интеллект, мощь, силу воли Толстого. Эта картина признана шедевром и одной из лучших картин художника.

 

8

 Портрет Павла Михайловича Третьякова (1876)

Известные картины Крамского: Портрет Павла Михайловича Третьякова

Крамской дружил с Третьяковым, и не мог не написать его портрет. Портрет довольно прост и не замысловат. Ничего лишнего. Зритель видит задумчивое, красивое, интеллигентное лицо выдающегося мецената. Тёмный фон позволяет сосредоточиться на личности Третьякова, и поближе познакомиться с характером человека, открывшего всему миру Третьяковскую галерею.

 

9

 Созерцатель (1876)

Созерцатель (1876)

Излюбленной темой Крамского были крестьяне и их незамысловатый быт. На картине «Созерцатель» изображён обычный крестьянин, шагающий зимнею тропою сквозь лесные заросли. Он бредёт не спеша, кутаясь в свой рваный кафтан. Он спокоен, покладист и думает о чём-то своём. Неказистый мужичок в рваных лаптях — это созерцатель мира. Он идёт и мысли его далеко-далеко. Кто знает, о чём они?

 

10

 Лунная ночь (1880)

Лучшие картины Крамского: Лунная ночь (1880)

Для написания картины художнику позировали две женщины. Первой позировала Анна Попова (будущая жена Менделеева), затем — Елена Третьякова (жена основателя Третьяковской галереи).

На картине изображена молодая романтичная женщина в роскошных белых одеждах. Она сидит в парке, облокотившись на спинку скамьи. Ясная, летняя лунная ночь заставила её задержаться и помечтать на берегу пруда.

Над скамьёй свисают ветви цветущего кустарника, из пруда скромно выглядывают кувшинки. Ночь так восхитительна, что кажется, слышен стрекот сверчков и тихий шорох листьев. Многообразие оттенков полотна передаёт чудесное состояние природы и красоту молодой женщины.

А вы читали нашу статью о самых красивых женщинах? Если нет, то переходите по ссылке.

 

11

 Мина Моисеев (1882)

Мина Моисеев (1882)

Портрет «Мина Моисеев» является этюдом к полотну «Крестьянин с уздечкой». На нём изображён обычный русский крестьянин. На первый взгляд — это уставший от жизни, сгорбившийся старик. Но это только на первый взгляд. Старик на самом деле не так уж и стар, его загорелое морщинистое лицо выражает доброту, природную мудрость, уверенность и спокойствие. У него седая борода, но волосы на голове тёмные, со здоровым блеском.

Мужчина хорошо сложен, крепок и проживёт ещё немало лет. Его озорные глаза смотрят в сторону. Видно, что мимические морщины на лице происходят от весёлого, жизнерадостного нрава старика. Скованная поза старика, его спрятанные руки говорят о том, что ему неловко от позирования. Это непривычное для него занятие.

 

12

 Девушка с кошкой (1882)

Девушка с кошкой (1882)

Крамской — очень смелый портретист для своего времени. Он всегда изображал самую суть человека, передавал его характер не только за счёт внешних данных модели, но и при помощи различных деталей и окружающих предметов.

Изображая свою дочь Софию, он выбрал необычный, не очень выгодный ракурс. Девушка запрокинула голову и думает о чём-то своём. Рядом с ней устроилась кошка, обняв свою хозяйку лапкой. Девушка не умиляет своей юностью и красотой. Этот портрет довольно реалистичен, прямолинеен, и кошка смягчает некоторую угловатость девушки.

Словно предчувствуя печальную судьбу дочери (в 30-е годы 20-го столетия она была репрессирована и находилась долгое время в ссылке), Крамской изобразил её без прикрас, обычным «гадким утёнком», которому только предстоит превратиться в белого лебедя.

 

13

 Неизвестная (1883)

Лучшие картины Крамского: Неизвестная (1883)

Это самая таинственная картина Крамского, русская «Джоконда», «Незнакомка», «Неизвестная». На первой выставке она произвела впечатление настоящей сенсации. Как только не называли этот таинственный женский образ, строились версии и догадки, кто же эта надменная красавица? Какова её судьба? Ни в записках художника, ни в воспоминаниях его близких нет и намёка на личность изображённой на портрете девушки.

Роскошно одетая молодая женщина в изысканном двухместном экипаже сидит одна. По тем временам ни одна дама из высшего общества не вышла бы в свет без компаньонки или сопровождающего лица. Может это содержанка богатого купца или особы из высшего общества? Или эта дама имеет такие высшие привилегии, которые позволяют ей нарушать все обычаи и традиции?

Существует версия, что Крамской писал этот портрет, как основу для большого парадного портрета княгини Юрьевской, морганатической супруги императора Александра II.

Так как княгиня не могла долго позировать художнику, Крамской написал портрет простой натурщицы, чтобы потом не тратить время на доработку деталей, фона и позы. Но трагическая участь императора Александра II прервала задуманное художника. Портрет Юрьевской так и не был написан, зато осталась таинственная и надменная «Неизвестная». Редакция most-beauty просит вас в комментариях к этой статье порассуждать над тем, кто изображён на этой картине.

 

14

 Неутешное горе (1884)

Неутешное горе (1884)

На этой картине не изображено сильных эмоций, истерики и криков . Наоборот, сдержанность и глубокая скорбь создают атмосферу неутешного горя. Женщина в траурном платье стоит посреди комнаты, прижав к лицу правой рукой мокрый от слёз платок. Левая рука безвольно висит вдоль тела.

Коробки с цветами и венками подсказывают, что в данный момент в доме происходят похороны. Потеря близкого и родного человека буквально убило женщину. Её лицо беспомощно, отрешённо, взгляд направлен в сторону, будто ищет ответа, как жить дальше. Сейчас её окружает только одиночество и пустота.

 

15

 Портрет Александра III (1886)

Портрет Александра III (1886)

Портрет предпоследнего российского самодержца, выполненного Крамским, достаточно ярко описывает Александра III, как человека. Его личность незаслуженно держится в тени своих венценосных предков. Этот человек имел множество достоинств. Царь обладал недюжинной силой и довольно мягким характером.

Это строгий, лаконичный, не обременённый различной царственной атрибутикой портрет. Чёрный суконный мундир царя не увешен орденами и не украшен лентами. На нём виден лишь орден святого Георгия II степени. Царь сидит в кресле и опирается на рукоять шашки.

Основное внимание притягивает лицо Александра III. Его мощь, духовная твёрдость и уверенность в себе. Этот человек крепко держал в своих руках Российскую империю. В его царствование не велось ни одной войны, и создались предпосылки для экономического рывка России.

 

16

 Портрет доктора Карла Андреевича Раухфуса (1887)

Портрет доктора Карла Андреевича Раухфуса (1887)

Крамской являлся мастером психологического портрета, и хотя портрет К.А. Раухфуса считается неоконченным, это нисколько не уменьшает его ценности и качества. Прорисованы лишь голова и фон вокруг неё. Остальная часть холста только слегка проработана широкими произвольными мазками грубой кисти — намечены плечи и руки позируемого. Несмотря на это, перед зрителем возникает образ интересного, высокообразованного человека.

Уверенный, умный взгляд, высокий лоб, интеллигентное лицо характеризуют доктора Раухфуса как передового мыслителя и учёного. Это портрет профессора медицины, одного из первых педиатров России.

 

17

 Дети в лесу (1887)

Дети в лесу (1887)

Это сочное живописное полотно раскрывает Крамского как великолепного пейзажиста. Две маленькие детские фигурки смотрятся на фоне тёмной, насыщенной зелени леса яркими светлыми пятнышками. Летнее солнце блестит на листве деревьев и густой траве. Создаётся незримое ощущение летнего тепла и лесной прохлады.

 

Послесловие

Портрет императрицы Марии Фёдоровны

Портрет императрицы Марии Фёдоровны (1880).

Влияние Крамского на развитие русского реализма в живописи — несомненно. Как мастер портретного жанра, он донёс до потомков яркие образы не только выдающихся деятелей России, но и её рядовых, простых жителей. Как великолепный пейзажист, он вывел этот жанр на новый сверх-реалистичный уровень, дополняя его новыми живописными находками, световыми экспериментами. Мы показали вам лишь малую часть прекрасных картин Крамского.

 

Ещё несколько работ Крамского:

 

Портрет княгини Екатерины Алексеевны Васильчиковой (1867)

Портрет княгини Екатерины Алексеевны Васильчиковой

 

Портрет Сони Крамской, дочери художника (1870)

Известные картины Крамского: Портрет Сони Крамской, дочери художника (1870)

 

Портрет художника Александра Дмитриевича Литовченко (1878)

Портрет художника Александра Дмитриевича Литовченко (1878)

 

Портрет графа Петра Александровича Валуева (1880)

Известные картины Крамского: Портрет графа Петра Александровича Валуева (1880)

 

Русская девушка в голубой шали (1882)

Русская девушка в голубой шали (1882)

 

Портрет адмирала Л. Л. Хайдена (1882)

Известные картины Крамского: Портрет адмирала Л. Л. Хайдена (1882)

На этом мы заканчиваем нашу статью. Most-beauty.ru просит вас написать какие картины Крамского вам понравились больше всего.