О существовании динозавров нам рассказывают окаменелости и кости этих древних животных. Учёные разделяют окаменелости на два типа. Первый тип — это реальные останки животных, такие как зубы, части скелета. Второй — это различные следы и отпечатки на камнях. Например, окаменелости древних рыб часто находят на камнях как отпечатки. А окаменелости динозавров чаще относятся к первому типу. Также это могут быть следы зубов, ног или экскременты.

За многие годы палеонтологам удалось обнаружить множество окаменелостей, и даже целые скелеты, которые буквально остались законсервированными во времени. По некоторым останкам даже можно увидеть, что делал динозавр в свой последний момент жизни. Другие показывают изображение динозавра. Давайте перенесёмся на миллионы лет назад и рассмотрим 10 самых интересных окаменелостей динозавров по версии most-beauty.ru.

Тираннозавр Рекс гонится за зауроподом

© 2014 Falkingham et al.

Археолог из американского музея естественной истории Роланд Бёрд в 1938 году обнаружил серию любопытных окаменелостей со следами. Было установлено, что это следы тираннозавра и зауропода, которые они оставили более 111 миллионов лет назад. Две линии следов были связаны друг с другом, а значит, тираннозавр преследовал зауропода.

Трудно точно определить всю драматичность тех событий. Может хищник бежал за зауроподом. В определённом месте его след прерывается. Это позволило предположить, что тираннозавр укусил свою жертву. Другие археологи считают, что Рекс выслеживал зауропода по его следу. Одно установлено точно, хищник преследовал жертву. Эти отпечатки нашли в американском Техасе.

Охотник, ставший добычей

Окаменелости динозавров: Охотник, ставший добычей

© 2012 Frey, Tischlinger.

Многие птицы питаются исключительно рыбой. Во времена динозавров первой птицей стал птерозавр. Правильнее сказать, что это была рептилия, которая научилась летать. В районе Зольнхофене, Германия в 2009 году были найдены древние окаменелости трёх животных эпохи динозавров: небольшой рыбы, птерозавра и аспидорхинча. Это был вымерший род хищных рыб. По их положению палеонтологи поняли драматические события 155 миллионов лет назад.

Птерозавр ловил рыбу на поверхности воды. Клювом ему удалось поймать небольшую рыбу, как в этот момент его схватил аспидорхинч за крыло. Огромная рыба потянула птерозавра под воду. Она пыталась проглотить его, но не смогла из-за больших размеров последнего. Птерозавр застрял в горле рыбы, и они все оказались на дне. Спустя миллионы лет учёные смогли обнаружить их и понять, как всё произошло.

Кстати, о самых красивых рыбах нашей планеты на most-beauty.ru есть очень интересная статья.

Битва двух динозавров

Окаменелости динозавров: Битва двух динозавров

Фото: © David Clark/Dinosaurs Alive/IMAX Film/Giant Screen Films.

Законы природы жестоки, но справедливы. Животные убивают друг друга для пропитания и жизни. Динозавры поступали так же. Пустыня Гоби в Монголии известна тем, что там нашли множество динозавров. Все они прекрасно сохранились благодаря климату региона. В 1971 году археологи обнаружили там целые останки двух динозавров. Один из них напал на другого, но так и не закончил своё дело. Учёные предполагают, что в этот момент на них обрушилась песчаная дюна, законсервировав скелеты в боевой позе на 75 миллионов лет. Некоторые учёные предполагают, что они могли убить друг друга в схватке.

Хищником был велоцираптор, а защищался протоцератопс. Последний был травоядным динозавром. По останкам даже видно ход битвы. Велоцираптор ногой проткнул и надавил на шею протоцератопса. Очевидно, повредив при этом артерию. Истекающий кровью протоцератопс попытался откинуть хищника и укусил его за лапу.

По каким-то причинам они остались в такой позе. Может, их засыпало дюной, может, они истекли кровью. Возможно, что тяжёлый протоцератопс просто задушил более лёгкого велоцираптора своим весом. Это останется тайной. Редакция most-beauty ждёт ваших предположений об этом бое в комментариях к этой статье.

Спящий динозавр

Окаменелости динозавров: Спящий динозавр

By Riley Black.
smithsonian.com
9.10.2012

Даже несмотря на огромное количество найденных окаменелостей, мы многого ещё не знаем о динозаврах. Мы только можем предполагать об их образе жизни, питании, способе охоты. Например, мы не знаем, как спали большие динозавры и хищники типа тираннозавра. В каком положении? Почти все окаменелости относились к уже мёртвым динозаврам или они были найдены в момент смерти. Об этом свидетельствовало их положение тела.

Но в 2004 году в Китае двумя археологами были найдены останки спящего динозавра. Динозавр относился к виду троодонтидов. Скелет был найден в свёрнутом положении калачиком. Его назвали «Мей Лонг» или «Спящий дракон». Предположительно возраст находки около 140 миллионов лет. Благодаря этой находке учёные установили, что птицы и динозавры произошли от одних предков. Также динозавры были теплокровными животными.

Мей Лонг умер во сне в результате вулканического извержения или отравления угарным газом. Именно отравления считается самой точной версией. Рядом нашли и другие останки подобных животных, но только один спал.

Родители

Учёным в 2003 году удалось раскопать большую группу окаменелостей из 35 особей динозавров. Возраст находки 125 миллионов лет. Вид динозавров назывался пситтакозавр. Их также называют «ящерица-попугай». Это были небольшие динозавры ростом до одного метра, ходили на двух лапах. Отличительной чертой был клюв, который схож по форме с клювом попугая. Питались пситтакозавры разными фруктами и откладывали яйца.

Интересное в находке то, что только один из найденных динозавров был взрослым, а остальные были маленькими. Это значит, что взрослый ухаживал за своим потомством. Все они умерли мгновенно от обрушения или извержения вулкана, так как все находились в вертикальном положении.

Находка доказала, что подобные динозавры заботились о своём потомстве. Даже у современных рептилий это встречается редко, но часто встречается у птиц. Значит, динозавры больше сродни с птицами, чем с рептилиями как крокодилы.

Любовники

Источник фото: gizmodo.com.

Следующая интересная окаменелость получила название «Ромео и Джульетта». Она была найдена в пустыне Гоби, Монголия. Это окаменелости двух птицеподобных динозавров, которые находились вместе. Учёные предполагают, что это были самка и самец. У них были брачные игры. Самец ухаживал за самкой, но что-то произошло, что сразу убило их. Может это извержение, или на них осыпалась песчаная дюна.

Они относились к овирапторам. Эти динозавры не летали, но имели перья, хвосты и клювы. Они как павлины ходили перед самками и показывали свой красивый хвост. Внезапная смерть прервала любовь много миллионов лет назад.

Детёныш динозавра, которого хотела съесть змея

Змея

На фото: Реконструкция этого события.
Image courtesy Ximena Erickson and Bonnie Miljour; sculpture by Tyler Keillor. Источник.

Даже у огромных по размеру динозавров были относительно небольшие яйца. Они были лёгкой добычей для взрослых ползучих животных, таких как змеи. 67 миллионов лет назад существовал род змеи Sanajeh indicus. Её окаменелости были обнаружены в 1984 году в Индии. Палеонтологи установили, что змея собиралась съесть детёныша динозавра. Точно тип динозавра не удалось выяснить. Предположительно это травоядный зауропод или титанозавр.

Сначала учёные не заметили ничего интересного в окаменелостях змеи. Но потом всё посмотрели внимательнее. Учёные обнаружили, что 3,5-метровая змея заползла в гнездо динозавра и нашла там три яйца. Именно в этот момент детёныш начал вылупляться. Змея уже собиралась съесть малыша, как вдруг гнездо резко заполнилось грязью. Возможно, причиной этому были проливные дожди. И змея, и детёныш, и яйца остались на миллионы лет нетронутыми.

Читайте также: Самые красивые змеи мира.

Динозавр, который застрял в грязи

Окаменелости динозавров: Динозавр застрял в грязи

Фото сверху: художественное воссоздание.
Фото снизу: © Junchang Lu. Источник: seeker.com.

Мы уже говорили, что большинство динозавров находили в момент смерти или после смерти. В Ганьчжоу в Китае нашли уникальную окаменелость, которую назвали «грязевой дракон». Это был овирапторозавр. Он был схож с птицами, ходил на двух ногах, имел крылья, перья и беззубый клюв, но не летал. Динозавр застрял в грязи и до последнего пытался выбраться. Об этом говорит его поза. Он вытянулся кверху, пытаясь спастись, но не удалось.

Для учёных эта окаменелость очень важна, так как она относится к периоду вероятного падения метеорита на Землю и гибели динозавров. Она может многое рассказать о тех событиях. Нашли окаменелость случайно во время строительных работ.

Падальщик

Окаменелости динозавров: Падальщик

Источник фото: BBC.

В Китае в 2008 году нашли кости и зубы двух видов динозавров. Зубы относились к велоцираптору или другому близкому по роду динозавру. Кости относились к протоцератопсу. Этот динозавр намного крупнее, чем велоцираптор. Но как они могли убить его?

Велоцирапторы достигали не более 1,5 метра в высоту, травоядный протоцератопс намного крупнее. Вероятно, хищник ел уже мёртвого динозавра. Это также подтверждает тот факт, что следы от зубов остались на голове динозавра. Значит, динозавры не брезговали полакомиться падалью.

Читайте также: Интересные находки археологов, бесценные для науки.

Динозавр, который был найден именно таким, каким он выглядел миллионы лет назад

Динозавр

Окаменелости редко находят цельными и нетронутыми временем. Как правило, это фрагменты костей, зубов или другие части скелета. Редко находят сохранившиеся ткани или перья. Какая же удача постигла учёных, когда они нашли нетронутого динозавра, возраст которого 110 миллионов лет. Это был нодозавр.

Его случайно обнаружили при работе в шахтах в Канаде в 2011 году. Это были довольно крупные животные, весом до 1 400 киллограммов. Питались травой и имели толстую броню, а также острые полуметровые выступы по бокам. Они были родственниками современных носорогов.

Учёные предполагают, что так сохраниться динозавру помогли обстоятельства. Мёртвую тушу смыло в океан, а там она попала в водоворот и покрылась слоем грязи. Минералы на коже вступили в реакцию и законсервировали тело, которое прекрасно сохранилось до наших дней.

В заключение

Окаменелости динозавров. CC0

Вот и подошла наша статья про древние окаменелости динозавров. Надеемся, вам было приятно провести с нами несколько минут. Редакция most-beauty.ru ждёт ваших комментариев.