Гениальный фламандский живописец Питер Рубенс славился своим трудолюбием, талантом и неподражаемым стилем живописи. Огромный спрос на его полотна ещё при жизни вынудили художника открыть огромную творческую мастерскую. У него работали и учились такие именитые мастера как Ван Дейк и Снейдерс. Рубенс занимался эскизами, делал наброски, планировал композицию, а всю черновую работу выполняли подмастерья, доводил картины до конца сам мастер. Рубенс славился динамичностью своих картин и особым стилем написания человеческой фактуры в стиле ню. Картины Рубенса находятся на самых почётных местах многих музеев планеты. Пришло время узнать о некоторых из них более подробно.
Самые знаменитые и популярные картины Рубенса:
1
Избиение невинных (Избиение младенцев)(масло, размер холста 142×182 см). 1610
После путешествия в Италию в 1607–1608 гг., вдохновившись работами мастеров ренессанса, Питер Рубенс написал серию грандиозных работ на библейскую тематику. Одним из шедевров этой серии является потрясающая картина «Избиение невинных». Это самое мощное по динамизму и трагизму изображение библейского сюжета об избиении младенцев по приказу царя Ирода.
Безжалостные воины с мечами буквально раздирают несчастных детей. Матери пытаются сопротивляться, но бесполезно. Трупами детей усыпана улица города. Защищая свою дочь и внука, пожилая женщина голыми руками схватила острый меч, но грязная кровавая рука убийцы схватила её за лицо и бросает на землю. Смотреть на эту картину без содрогания невозможно. Питер Рубенс показал весь ужас и сумасшествие этого страшного события.
2
Отцелюбие римлянки (масло, холст 140×180 см). 1612
Сюжет этой картины почерпнут из античных текстов. За основу взята легенда о поступке преданной дочери Перо. Попав в тюрьму, старый Кимон голодал, и чтобы спасти отца, дочь пробралась в темницу и накормила его своим грудным молоком. Это так поразило и умилило тюремщиков, что старик был отпущен на свободу, а дочь помилована.
Мимо такого сюжета Рубенс пройти не мог, и результатом его трудов стало великолепное по колориту и композиции полотно. Ярко-алое платье Перо символизирует жизнь и милосердие.
Благодаря императрице Екатерины II, которая купила полотно Рубенса в период своего царствования, этот шедевр хранится в Государственном Эрмитаже.
3
Четыре эскиза головы мавра
Этот не совсем обычный для Рубенса эскиз долгое время считали спорным. Его авторство приписывали Ван Дейку, но после эксперты в большинстве своём сделали вывод, что этот эскиз всё же принадлежит кисти Рубенса.
4
Венера перед зеркалом (масло, дерево, 124×98 см). 1615
Великолепная белокурая красавица совершает утренний туалет, обратившись спиной к зрителю. Её лицо отражается в зеркале, которое держит пухлый Амур. Темнокожая прислужница расчёсывает длинные шелковистые волосы Венеры. Они золотыми струями стекают вниз по рукам служанки. В этой картине великолепно всё: и безупречная композиция, и колорит. Но более всего восхищает мастерски написанное обнажённое тело богини. Оно словно источает свет. Художник всегда старался как можно реальнее передать красоту женского тела. Великолепные рельефные формы позволили художнику играть со светотенью, использовать массу оттенков тёплых и холодных тонов, в результате чего, нельзя не восхищаться изгибом спины и молочной нежностью кожи красавицы.
5
Даниил в яме со львами. 1616
Ветхозаветная книга Даниила рассказывает о том, как библейский герой был осуждён проводить ночь в логове львов за поклонение Богу, а не персидскому царю Дарию. Здесь изображено следующее утро, когда Даниил благодарит Бога за то, что он пережил ночь благополучно. Для богословов образ Даниила, освобождённого из пещеры, символизировал воскресение Христа из гроба.
Кстати, о самых красивых пещерах мира вы сможете узнать на страницах нашего сайта most-beauty.ru.
Рубенс мастерски сочетал реализм и театральность, чтобы оказать сильное эмоциональное воздействие. Например, несколько львов смотрят прямо на зрителя, создавая предположение, что зритель находится в том же пространстве, что и львы, и поэтому, подобно Даниилу, испытывает ту же угрозу, что и дикие хищники. Эта непосредственность усиливается тем фактом, что звери изображены в натуральную величину на огромном холсте и изображены с убедительным реализмом. Дополняет эту правдивость драматическое освещение и преувеличенная эмоциональность молитвенной позы Даниила.
6
Старушка и мальчик со свечами. 1617
На картине изображена старуха, смотрящая вперёд. Она прикрывает глаза от света свечи. Мальчик, стоящий чуть позади неё, поднёс свою свечу, чтобы поджечь её. Панно расписано в стиле Караваджо, работы которого Рубенс видел в Италии. Этот стиль характеризуется захватывающими эффектами света и натурализма.
Рубенс не писал эту картину для продажи. Вероятно, он использовал её в качестве учебного материала для учеников в своей мастерской.
7
Похищение дочерей Левкиппа (масло, холст, 224×211 см). 1618
Питер Рубенс славился изображением пышущего здоровьем человеческого тела. Картина «Похищение дочерей Левкиппа» является ярким образцом барочной живописи. Сюжет из древнегреческой мифологии рассказывает о похищении двух юных дев сыновьями Зевса и Леды. Мощные фигуры красивых и загорелых молодых людей в военных латах контрастируют с обнажёнными телами белокурых девушек. Динамичность действий подчёркивается эффектными позами героев и лошадей. Восемь фигур сплетены в единую, мощную, круговую композицию, которая вписана в квадрат. Лукавые Амурчики, удерживающие за узду коней, подчёркивают цель похищения красавиц. Рубенс любуется своими героями, и напоминает, что миром правит красота и любовь.
8
Портрет Клары Серены Рубенс (масло, 37×27 см). 1618
Свою старшую и любимую дочь Клару Питер Рубенс рисовал очень часто. Её точёное личико можно узнать и на многих картинах художника. Этот портрет очень маленький, тёплый, он изображает милого, румяного ребёнка с непослушной прядкой волос. Нежное личико тщательно выписано прозрачными мазками, а широкими, размашистыми мазками мастерски прорисованы светло-русые волосы и тёмный фон. Едва обозначенный белый голландский воротник оттеняет личико и подчёркивает очарование девочки.
9
Союз Земли и Воды (масло, холст 222×180 см). 1618
Это аллегорическое монументальное полотно было написано в честь исторического события — долгожданного снятия осады Голландии и выхода страны к морю. Современные искусствоведы эту аллегорию объясняют как союз двух стихий и начал — Земли и Воды, Женщины и Мужчины. Этот союз вечен, и ни один не может существовать без другого. Композиционное решение картины построено по принципу пирамиды. Богиня, представляющая Землю — яркое светлое пятно на картине. Её за руку держит грозный Нептун, представляющий Воду. Он повёрнут лицом к богине, и спиной к зрителю. Мощные мышцы загорелой спины играют под действием света и тени. Внизу полотна, у ног Земли и Воды плещутся тритоны и возвещают об этом событии, дуя в морские раковины.
10
Персей и Андромеда (масло, масло 99×139 см). 1622
Государственный Эрмитаж обладает воистину уникальным шедевром Питера Рубенса «Персей и Андромеда». Эта картина изображает кульминационный момент подвига Персея, когда он уже убил чудовище и освобождает прекрасную Андромеду. Андромеда изображена обнажённой, в знаменитом «рубенсовском» стиле. Её пышное, великолепное тело словно сияет на тёмном фоне. Из темноты к ней протягивает руку Персей, за ним — его крылатый конь Пегас. Поверженное чудовище, открыв пасть, лежит у ног героя. В руках Персея щит с головой Горгоны. Это она помогла Персею повергнуть чудовище.
Мастерство Рубенса видно в мельчайших деталях. Волнистые мазки на крупе лошади создают форму и придают шкуре натуральности. Безумное выражение лица Горгоны добавляет картине драматизма. Безупречный герой в римских латах награждается лавровым венком самой богиней победы Никой. Радостные Амуры суетятся у ног героев, а нежный румянец на щеках Андромеды предвещает чувства зарождающейся любви.
11
Три грации (масло, дерево 221×181 см). 1623
Одна из самых известных картин «Три грации» не перестаёт удивлять наших современников, ведь по современным представлениям, грации должны быть изящными, воздушными и безупречными. Рубенс изображает женщин согласно канонам и представлением о красоте своего времени — реальных, из крови и плоти, так как создал их Господь. Рубенс был верующим человеком, и считал, что нет ничего зазорного в изображении наготы человеческого тела. Нагота граций абсолютно лишена пошлости, но эротична и прекрасна. Именно потому, что пышное тело обладает необычайной живописностью, Рубенс с огромным наслаждением писал чуть полноватых женщин, и восхищался каждой ямочкой и складочкой на их божественных телах. Эта картина — настоящий гимн женщине.
С этой картиной Рубенс никогда не расставался, и только после его смерти она была куплена испанским королём Филиппом IV. Как жалко, что most-beauty не может показать вам эту работу без мозайки в некоторых местах, ведь действительно, здесь нет ничего неприличного. Но обязательства перед партнёрами заставляют нас замазывать всю красоту обнажённого тела.
12
Свояченица Сусанна. 1622–1625
Портрет Сюзанны Лунден, названный «Соломенная Шляпа», представляет собой картину Питера Пауля Рубенса, расположенную в Национальной галерее Лондона. Вероятно, она была написана в период 1622–1625 гг.
Женщина на портрете не была надёжно идентифицирована, но ей с большой вероятностью могла быть Сюзанна Ланден, которая являлась старшей сестрой будущей второй жены Рубенса, Хелены Фурмент. Если идентификация верна, портрет, вероятно, относится ко времени свадьбы Сюзанны с её вторым мужем, Арнольдом Лунденом, в 1622 году.
13
Портрет камеристки инфанты Изабеллы (масло, дерево 63,5×47,8 см). 1626
Изящный портрет камеристки инфанты испанского двора выполнен на деревянной доске небольшого размера. Предположительно, на картине изображена дочь художника Клара Евгения. Белый гофрированный воротник по испанской моде освежает лицо девушки, которая изображена на тёмном фоне. Портрет выполнен в технике лессировки, когда предыдущий слой просвечивается сквозь прозрачные верхние мазки. Нежное лицо девушки романтично и задумчиво, а кокетливый локон выбивается из строгой причёски. Этот локон узнаваем на всех портретах дочери художника.
Читайте также: Самые красивые портреты в мире.
14
Портрет Изабеллы Брант (масло, холст 86×62 см). 1626
Рубенс обладал уникальными качествами психолога, что для художника очень важно. Тонкий, внимательный, как портретист, Рубенс был великолепен. Портрет Изабеллы Брант, жены художника, выполнен незадолго до её смерти. Он весь пропитан любовью и нежностью к своей подруге и любимой женщине. Нет намёка на близкую кончину, хотя болезнь уже подобралась к Изабелле. Она изображена молодой и привлекательной, с манящей улыбкой. Лишь молитвенник в её руках подсказывает о приближающейся смерти.
15
Агарь в пустыне. После 1630
История Агарь рассказана в книге Бытия, Глава 21. Агарь была египетской рабыней Авраама, с которой у них родился сын Измаил. Жена Авраама ревновала и просила мужа изгнать их в пустыню. Там они были чудесным образом спасены от смерти от жажды.
Модель, вероятно, вторая жена Рубенса Хелена Фурмент. Несмотря на ветхозаветную обстановку, Фрумент одета и причёсана по моде Фландрии 1630-х годов, что делает эту картину неоднозначной игрой между портретом и библейской историей.
16
Сатурн, пожирающий своего сына. 1636
Жуткая картина Рубенса, изображающая Сатурна (Кроноса по греческим мифологиям), пожирающего своего сына, вызывает у зрителя оторопь и настоящий ужас. По преданиям, Сатурну пророчили смерть от руки своего сына, с тех пор он пожирал каждого своего отпрыска. Художник словно застал за этим занятием древнего бога. Искажённое личико младенца от страшного укуса своего родителя источает боль, и, кажется, что слышен его крик. Реалистичность происходящего, зеленовато-синие тона картины делают её воистину страшной, от которой бегут мурашки по телу. Только настоящий мастер может вызвать подобные ощущения у зрителя от картины.
17
Пейзаж с радугой (масло, 151×384 см). 1638
Среди грандиозных живописных полотен у Рубенса есть прекрасные пейзажи, которые только подчёркивают разносторонность художника. Пейзаж с радугой написан в последние годы жизни художника, когда он уже мог позволить себе отказаться от масштабных заказов и писать в удовольствие. Огромные просторы с лесами и полями, уходящими вдаль, захватывают всё четырёхметровое полотно. На переднем плане мирно пасущееся стадо коров, крестьяне занимаются своими обыденными делами по сбору урожая. Сельская идиллия после дождя подчёркивается радугой, раскинувшейся во всё небо. Волшебство и сияние облаков делают небо фантастически красивым. Радуга освещает тёплым светом верхушки деревьев, у леса в речушке плещутся гуси. После жизни в городе сельская жизнь Рубенса внесла в его творчество спокойствие и умиротворение.
Хотите посмотреть на самые известные и красивые пейзажи в мире? Most-beauty даёт вам эту возможность.
18
Последний автопортрет
В композиции преобладают тёмные тона. Лицо, рука и воротник являются единственными яркими акцентами в этой картине. Хотя Рубенс был воспитан испанской знатью и посвящён в рыцари королём Англии, его решение представить себя членом аристократии, тем не менее, вызывает удивление: он неоднократно дистанцировался от жизни при дворе. В последние годы своей жизни он в значительной степени освободился от обязанностей придворного и дипломата, разделив своё время между своей городской резиденцией в Антверпене и загородным замком близ Элевейта.
Послесловие
Мастерство Рубенса было широко известно при жизни художника. Его слава гремела по всей Европе. Но, огромное количество работ не сделало художника обычным ремесленником. Каждое его творение пропитано любовью к живописи и является настоящим шедевром изобразительного искусства. Мы попытались написать о самых красивых работах Питера Пауля Рубенса, но это оказалось непосильной задачей. Этот нидерландский живописец за всю свою жизнь написал огромное количество различных картин, каждая из которых обладает своей красотой, историей. Ниже мы разместим ещё несколько его картин без описания, но это лишь вершина айсберга…
Ещё картины Рубенса:
Святая Домицилла, поддерживаемая святым Нереем и святым Ахиллесом Римским. 1608
Поклонение волхвов. 1609
Воздвижение Креста. 1610
Самсон и Далила. 1610
Прикованный Прометей. 1612
Снятие с креста. 1614
Голова Медузы. 1617–1618
Два сатира. 1619
Падение проклятых. 1620
Успение Пресвятой Девы Марии. 1626
Минерва защищает мир от Марса. 1929–1930
Сад любви. 1633
Осенний пейзаж с видом на замок Стен. 1636
Последствия войны. 1639
На этом наша статья подошла к концу. Редакция сайта most-beauty.ru ждёт ваших комментариев об этом великом художнике. Напишите нам как вы относитесь к его творчеству и какие картины Рубенса вам нравятся больше всего.
бесподобно!!! Спасибо!
Наглядно,красиво и понятно! Полный респект!
Если возможно подскажите пожалуйста, сколько приблизительно стоит картина Рубинса «Венера и Купидон греются сами»?
Почему-то женщины в картинах толстоваты.