Картины Петрова-Водкина абсолютно запоминаемы. Их внутренняя сила и динамика захватывает зрителей и заставляет по-новому воспринимать окружающий мир. Художник творил в период разлома эпох, поэтому постоянные поиски форм и новаторство ощущаются в каждом его произведении.

 

Самые известные картины Петрова-Водкина:

 

1

 Африканский мальчик (1907)

Африканский мальчик (1907)

Портрет африканского мальчика относится к числу многочисленных детских портретов. Он написан в стиле модернизма. Темнокожий ребёнок из бедного селения в рваной рубашонке изображён на фоне здания, украшенного плиткой в национальном стиле.

Непосредственность и любопытство выражения лица ребёнка одновременно сочетается с внутренним страхом и закрытостью перед неизвестным белым человеком — правая рука ребёнка закрывает грудь и крепко охватывает левую руку.

 

2

 Купание красного коня (1912)

Купание красного коня (1912)

Картина К. С. Петрова-Водкина «Купание красного коня» на художественной выставке 1912 года произвела фурор. Это была новаторская идея — соединить прошлое и будущее в развитии живописи. Здесь объединялись и приёмы иконописи, и монументализм, и стиль «модерн» и декоративное искусство. Красный конь — частый герой русских икон и былин.

На картине Петрова-Водкина красный конь — центральная и многозначительная фигура картины. Он изображён на фоне изумрудной воды. Тело обнажённого мальчика, сидящего верхом, выписано с анатомической точностью, а его лицо выглядит несколько схематично и отрешённо. Это монументальное произведение вошло в мир людей, как символ предстоящих революционных изменений в судьбе России.

Кстати, о самых красивых породах лошадей на нашем сайте есть очень красивая статья со множеством фотографий.

 

3

 Портрет мальчика (1913)

Портрет мальчика (1913)

Перов-Водкин огромную часть своего творчества посвятил портретам. Изображение детей предоставляло возможность художнику покорять новые горизонты.

Портрет мальчика — один из знаменитых детских портретов кисти художника. В нём подчёркивается переходный период, становление личности ребёнка. Его лицо ещё по-детски нежное и округлое, но во взгляде уже чувствуется решительность и пробуждающая мужественность героя. Зелёный фон позволяет подчеркнуть бархатистость смуглой кожи мальчика, его юность и свежесть.

 

4

 На линии огня (1916)

На линии огня (1916)

Полотно «На линии огня» написано на пике патриотизма, в разгар Первой мировой войны. Оно отражает самопожертвование русского воинства. Смерть прапорщика, ведущего за собой солдат на поле боя, удивительным образом напоминает иконописный образ мученика. Петров-Водкин говорил в то время: «Да спасёт Бог Россию».

В основе картины лежит три основных цвета — жёлтый, красный и синий. Композиция построена по принципу круга, как панорама, когда можно рассмотреть картину со всех сторон.

 

5

 Селёдка (1918)

Селёдка (1918)

Разруха, недостаток предельно скудной пищи и суровость быта отражаются в натюрморте «Селёдка», написанном Петровым-Водкиным в 1918. Картошка, чёрный хлеб, ржавая селёдка — это всё, что можно было отыскать в Петрограде, охваченном революцией. Лаконизм и простота, чёткость и многогранность форм предметов делают этот натюрморт культовым и монументальным. Это своеобразный гимн эпохи.

Художник относится к этим незамысловатым продуктам как к драгоценности. Селёдка переливается золотыми отблесками на фоне аккуратного куска синей бумаги, картофель и маленькая горбушка хлеба кажутся драгоценными камнями на розовой скатерти. Из-за края стола видно лицо ребёнка художника, ожидающего начала жалкого обеда.

 

6

 Петров-Водкин, Автопортрет (1918)

Петров-Водкин, Автопортрет (1918)

Автопортрет художника, написан очень скульптурно. Жёсткие рубленые формы лица создают твёрдый мужской образ, который трезво и серьёзно воспринимает окружающую действительность. Петров-Водкин написал прекрасный психологический автопортрет. Перед зрителем возникает образ мыслителя, умного и выдержанного человека.

Читайте также: Самые красивые портреты в мире.

 

7

 Утренний натюрморт (1918)

Утренний натюрморт (1918)

Картина «Утренний натюрморт» — работа полная радости и утреннего оптимизма. Кажется, что аромат чая вырывается за рамки картины. Необычен ракурс натюрморта. Как будто оторвавшись от подушки, художник оглядывает небрежно накрытый к завтраку стол. Гранёный стакан с чаем, серебряная ложечка, скромный букет из полевых цветов, гранёный чайник, отварные яйца — создают необычайный домашний уют и вызывают здоровый аппетит, который бывает только по утрам.

Прекрасные вещи, окружающие художника, были мастерски написаны для того, чтобы показать, что и обыденный мир может быть красивым и живописным.

Утреннее солнце освещает стол, и по комнате разлился ровный розовый свет. Предметы стоят на столе обособленно, не перекрывая друг друга, но этот приём добавляет в натюрморт только гармонию и сбалансированность. Зрителю предоставляется возможность внимательно рассмотреть каждый предмет на столе.

Такая обособленность, наоборот, сплачивает предметы натюрморта. В зеркальных гранях чайника отражаются перламутровые яйца, также в них можно заметить рыжего кота. По бокам яиц горят оранжевым рефлексы от стакана с чаем. Сквозь грани стакана видно, как трижды преломляется серебряная ложечка, подчёркивая этим трёхмерное пространство. Оставленные на столе спички и, выглядывающая из-за стола собака, напоминают о близком присутствии человека.

 

8

 Натюрморт с призмой (1920)

Натюрморт с призмой (1920)

Огромное пространство заключено в небольших рамках натюрморта. В зеркале, лежащем на столе, находят отражения геометрические фигуры — стеклянная закруглённая призма и коробок спичек. Створки окна бесконечными прямыми линиями погружаются в зеркальное пространство. По бокам деревянной рамы зеркала лежит зелёное яблоко и серебряная ложка.

Фантастику изображённого подчёркивает плоскость стола, которая покрыта измятой голубой скатертью, заломы которой напоминают штормящую водную поверхность.

 

9

 1918 год в Петрограде (1920)

картины Петрова-Водкина: 1918 год в Петрограде (1920)

Другое название этой картины — «Петроградская Мадонна». Это одно из самых известных и значимых полотен Петрова-Водкина.

В центре картины на фоне бурлящего революционного города изображена молодая женщина с младенцем на руках. Её поза, тревожное выражение лица, поворот головы, белоснежный платок, зелёное платье и красная накидка напоминают Богородицу. Две фигуры матери и дитя очень символичны.

Многие критики считают этот образ символом революционной России, символом коренного перелома исторических событий. На фоне разрухи и полного хаоса, образ женщины с грудным ребёнком возникает, как надежда на будущее, как продолжение жизни.

 

10

 Натюрморт с самоваром (1920)

Натюрморт с самоваром (1920)

Натюрморт с самоваром написан в узнаваемой и эксклюзивной манере художника. Колорит картины основан на оттенках голубого цвета. Гладкая зеркальная поверхность самовара отражает окружающее пространство и расширяет границы картины. Палитра на столе говорит о текущем занятии художника, а набросок с изображением женского образа подсказывает, над чем сейчас работает мастер.

 

11

 Портрет Анны Ахматовой (1922)

Картины Петрова-Водкина: Портрет Анны Ахматовой (1922)

Строгий, без лишнего пафоса портрет Анны Ахматовой кисти Петрова-Водкина является одним из лучших её портретов. Пронзительные голубые глаза, ровная чёлка, строгое чёрное платье — это та Анна Ахматова, которую мы знаем и чтим, как самого выдающегося поэта начала 20 века. Её талант, трагическая судьба и стойкость духа известны каждому.

Фоном портрету служит строгая муза, склонившая голову. Только самые талантливые люди могут услышать её шёпот, к их числу и относится выдающаяся русская поэтесса.

 

12

 Смерть комиссара (1928)

Смерть комиссара (1928)

В советский период Петров-Водкин создал огромное по значимости полотно, которое раскрывало и эпоху, и тему жертвенности ради светлого будущего. Картина «Смерть комиссара» написана после окончания гражданской войны, полной братского кровопролития и жестокости.

Сюжетом картины стала трагическая история гибели комиссара на поле боя в Гражданскую войну. На переднем плане на вершине холма красноармеец поддерживает умирающего комиссара. За их спиной красноармейцы продолжают движение вперёд. Для отображения масштабов происходящего художник мастерски использовал сферическую перспективу.

Колорит картины основан на сочетании охры, голубого и зелёного цветов. Отлично передано пространство. С высоты холма виден сложный рельеф округи, голубая лента реки и небольшой город.

Читайте также: Самые красивые фильмы о войне.

 

13

 Яблоко и лимон (1930)

Красивые картины Петрова-Водкина: Яблоко и лимон (1930)

Незатейливый натюрморт «Яблоко и лимон» построен по тому же принципу, что и остальные натюрморты Петрова-Водкина. Картина построена на контрасте цветов. Ракурс «вид сверху и сбоку» выбран не зря: крупное жёлтое яблоко и надрезанный лимон на блюдце смотрится очень выгодно на фоне графического рисунка розово-сиреневой скатерти.

 

14

 Черёмуха в стакане (1932)

Черёмуха в стакане (1932)

Зритель сразу узнаёт по фантастическому композиционному и по цветовому решению, чьей кисти принадлежит натюрморт «Черёмуха в стакане». Петров-Водкин использовал необычайный новаторский ракурс в натюрморте, который до сих пор делает его картины незабываемыми.

Тёмное ультрамариновое покрытие стола, красная обложка журнала, на котором стоит простой стакан с веточкой черёмухи, чернильница, письма, блюдце с серебряной ложечкой создают потрясающее трёхмерное пространство. Тонкий стакан с водой и грани толстой стеклянной чернильницы ловят и преломляют солнечные лучи весеннего дня. Коробок спичек, непрочитанные письма и отсутствие чайного стакана говорят о присутствии автора. Он пьёт чай, курит и вот-вот собирается прочесть корреспонденцию.

Читайте также: Самые дерзкие кражи известных картин.

 

15

 1919 год. Тревога (1934)

Известные картины Петрова-Водкина: 1919 год. Тревога (1934)

Потрясающая по накалу трагизма картина Петрова- Водкина «Тревога» была написана в мирный 1934 год, как воспоминание о трагических событиях 1919 года. Неспокойное время отражается в состоянии людей. Глава семьи напряжённо вглядывается в ночную улицу за окном. Беззащитный ребёнок тихо спит в кровати. Женщина в центре картины смотрит на дитя с тревогой. Надвигается что-то страшное и неизвестное.

 

16

 Девочка с куклой (1937)

Девочка с куклой (1937)

Портрет крестницы художника Тани Пилецкой художник написал незадолго до своей смерти. Этот портрет очень нежный и тонкий. Девочка изображена с любимой куклой, которую ей подарили родители на день рождения. Фоном портрета служат тепло-коричневые деревянные стены веранды. Белое кружевное платье оттеняет прекрасное лицо ребёнка.

На нашем сайте most-beauty.ru вы можете полюбоваться фотографиями самых красивых кукол в мире.

 

Послесловие

Знаменитые картины Петрова-Водкина

Кузьма Сергеевич Петров-Водкин был не только ярким русским и советским художником. Он был выдающимся педагогом и стоял в истоках создания художественного образования в СССР.

Редакция most-beauty.ru считает непосильной задачей выбрать из множества работ русского живописца самые красивые. Поэтому ниже мы разместим ещё несколько прекрасных картин Петрова-Водкина.

 

Девушки на Волге (1915)

Девушки на Волге

 

Богоматерь Умиление злых сердец (1915)

Прекрасные картины Петрова-Водкина: Богоматерь Умиление злых сердец (1915)

 

После боя (1923)

После боя

 

В Шувалове (1926)

Красивые картины Петрова-Водкина: Шувалове

 

Ленушка в кровати (1926)

Ленушка в кровати (1926)

 

За самоваром (1926)

Лучшие картины Петрова-Водкина: За самоваром

 

Девочка за партой (1934)

Девочка за партой

 

Портрет В. И. Ленина (1934)

картины Петрова-Водкина: Портрет Ленина

На этом наша статья подошла к концу. Ждём ваших комментариев! Напишите какие ещё картины Петрова-Водкина нашли отклик в вашей душе.

Поделиться

2 КОММЕНТАРИИ

  1. Удивительный мастер… с потрясающим пониманием внутренней структуры изображения. Обратите внимание, как безупречно и кстати художник использует все три перспективы. Натюрморты — в обратной перспективе, средний план фигурных портретов обусловливает прямую перспективу, а эпические, панорамные сюжеты предполагают переход к сферической перспективе. Мастер сознательно применяет вес диапазон планов, но не педалирует, не пережимает, как, наверняка, сделал бы живописец с гипертрофированной зацикленностью на новаторстве. Во всем мера. У Петрова-Водкина удивительная мера таланта от Бога и трудолюбия мастерового человека, знающего цену профессионализму. Какое счастье, что на Руси был этот человек.

  2. Ну что тут добавить, глядя на шедевры этого давно признанного мастера? Советская власть должна ему до сих пор. Что, уже нет советской власти? Тогда должна власть нынешняя. За что? За то, что офигительно помогал развивать общество. И власть. Очень талантливо, качественно. Очень.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here