Современник Леонардо и Микеланджело, учитель Рафаэля, великий мастер умбрийского стиля живописи, изысканный классик высокого возрождения, всё это — Пьетро Перуджино. Он родился в Италии, недалеко от Перуджи, в возрасте 22 лет поступил на обучение к художнику Верроккьо. Перуджино был одним из известнейших и популярнейших мастеров своего времени. Его мастерство оказало огромное влияние на развитие итальянского стиля живописи, и в особенности на его последователя — Рафаэля. Сегодня картины Перуджино ценятся всеми любителями мирового искусства.
Самые известные фрески и картины Перуджино:
1
Поклонение волхвов (1476)
Полотно «Поклонение волхвов» написано в период творческого взлёта художника. На нём изображён сюжет из Нового завета, когда три мудреца (царя) пришли поклониться новорождённому Иисусу и вручить ему драгоценные дары: смирну, золото и ладан. Это событие считается у христиан всего мира праздником Богоявления. Иисус родился в хлеву. Самой центральной точкой полотна являются головы животных — коровы и осла, которые композиционно делят картину на две равные части. Они подчёркивают место рождение Иисуса. С правой стороны на пороге скромного дома с деревянными подпорками сидит Дева Мария с младенцем Иисусом на руках. За ними стоит старец с посохом — это Иосиф, муж Марии.
Близко к центру, на переднем плане перед Иисусом, скрестив руки на груди, на коленях стоит самый старый из мудрецов. Два волхва, молодой и средних лет, стоят по левую сторону и протягивают младенцу Иисусу драгоценные сосуды со смирной и ладаном. Их позы изящны, непринуждённы и благородны. За волхвами стоит толпа свидетелей происходящего. Фоном служит изысканный вечерний пейзаж. Венчает картину золотая звезда, возвестившая о рождении Спасителя. Вся картина насыщена тёплыми и горячими оттенками красного и охры. Лишь темно-синее покрывало Девы Марии смотрится эффектным холодным пятном на фоне тёплых охристых оттенков.
2
Вручение ключей апостолу Петру (1480–1482)
Одна из сохранившихся фресок Сикстинской капеллы, выполненная Перуджино, посвящена библейской истории о передачи ключей от Рая св. Петру. В католицизме этой теме придавалось огромнейшее значение, так как католическая церковь ведёт отсчёт своей истории с момента передачи ключей апостолу Петру, который к тому же считается первым папой римским. Такую сцену можно было доверить только самому лучшему из лучших художников. На тот момент Перуджино считался именно таким мастером.
Композиция фрески симметричная. Её центр акцентируется огромной базиликой, на фоне которой центральные фигуры Христа и коленопреклонённого апостола Петра окружены симметрично с двух сторон группами свидетелей. Среди них: апостолы и современники художника. Апостолы расположены ближе к Христу и Петру. Они написаны яркими, броскими цветами. Фигуры современников более приглушённые, будничные, среди них художник изобразил и себя (вторая фигура слева). Симметричность композиции подчёркнута двумя триумфальными арками.
3
Крещение Христа (фреска) (1481–1482)
Приглашая художников для росписи Сикстинской капеллы, папа римский Сикст VI явно не прогадал, пригласив в качестве ведущего художника Пьетро Перуджино. Он был очень впечатлён его грандиозной работой. Огромная фреска 3,4×5,4 метра расположена на северной стене капеллы. В работе над ней художнику помогал ученик Пентуриккьо. Он написал пейзаж и несколько боковых фигур.
Используя свой фирменный умбрийский стиль, Перуджино изобразил все персонажи очень изящно, в непринуждённых позах. Центральное место фрески отведено Иисусу Христу и Иоанну Крестителю.
Прекрасный пейзаж делает фреску неповторимой и живописной. Глубокие и яркие цвета фрески: жёлтый, красный, оливковый, голубой представлены множеством оттенков и создают торжественное, праздничное настроение.
4
Святой Себастьян (1494)
Эта картина, как и другие работы Перуджино, признана мировым шедевром. Её композиция очень необычна для своего времени. В этом Перуджино стал новатором. Используя архитектуру арки, он добился необычного визуального эффекта, который придаёт канонической фигуре святого Себастьяна внушающие размеры.
Лицо святого не выражает ни боли, ни отчаяния. Святой Себастьян спокойно, с благоговением, предаёт своё тело и душу Господу. Торчащие стрелы больше не причиняют ему страданий. Он на пороге Рая. Изумительный воздушный пейзаж подчёркивает торжественность происходящего события. Чистое голубое небо без единого облачка, прозрачность воздуха — всё говорит о святости мученика, который будучи римским воином, был расстрелян за верность Христу.
5
Портрет Франческо делле Опере (1494)
Известно несколько портретов, принадлежащих кисти Перуджино, одним из которых является «Портрет Франческо делле Опере». Кто этот человек — неизвестно. Вероятнее всего, это богатый горожанин, который заказал свой портрет у художника.
Здесь мастер проявил всё своё мастерство и талант не только художника, но и психолога. Перуджино создал очень сильный и выразительный образ человека, обладающего непростым характером. Тонкий, плотно сжатый и слегка искривлённый рот, сдвинутые брови, тонкий нос, жёсткая складка на переносице — всё говорит о властности и жёсткости характера персонажа. Официальность портрета слегка смягчает романтичный изысканный пейзаж.
6
Пьета (1494–1495)
Торжественность и красота этой картины до сих пор восхищает прихожан Палаццо Питти. На картине преобладают яркие и чистые цвета — красный, синий, зелёный. На полотне изображено шесть фигур: центральное место отдано главным персонажам — Богородице и Христу, справа апостол Пётр и Мария Магдалина печальны и спокойны. Слева — Иоан Евангелист, стоя на коленях, поддерживает голову Христа. Позади него святой сжимает руки в молитве. Тело Христа, распростёртое на коленях Богоматери, написано очень реалистично. Все персонажи симметрично вписаны в свод арок, которые означают небеса и не напрасность жертвы Христовой.
На дальнем фоне видны крошечные фигурки, покидающие сцену Распятия на Голгофе. Это сцена великого благочестия, призванная вызвать глубокое отражение в сознании религиозного зрителя. Между арками трёхъярусной лоджии находятся следы от рук Шарля Гуфье, ведущего придворного Франсуа I и первого известного владельца картины. В период иконоборчества на голову Богородицы было совершено жестокое нападение. Реставрационные работы в 2014–2015 годах вернули цвета и определение черт, которые были скрыты при последующей перекраске.
Перуджино написал две версии этой картины, вероятно, за короткий промежуток времени. Панель в Уфизи, в которой отсутствует тосканский пейзаж, наполненный солнцем, считается более ранней работой. Художник обучался в Перудже, а в 1481 году вместе с другими важными флорентийскими художниками был приглашён в Ватикан для украшения стен Сикстинской капеллы. После этого он в основном работал во Флоренции и Перудже, создавая свой собственный мир святых фигур с нежными, искренними эмоциями.
7
Распятие (1495–1496)
Будучи зрелым и состоявшимся художником, Перуджино приступил к росписи церкви Санта-Мария Маддалена деи Пацци во Флоренции. Огромная фреска «Распятие» разделена на три равные части (триптих). В центральной части изображено само распятие, у подножия которого преклонила колени Мария Магдалина. В правой части изображены апостол Иоанн и св.Бенедикт, в левой — Богоматерь и св. Бернар. Каждую часть триптиха обрамляет арка. Задний фон фрески — это прекрасный, искусно выписанный пейзаж, который объединяет все части триптиха.
Кстати, на нашем сайте most-beauty.ru вы сможете узнать про самые красивые пейзажи в мире.
8
Автопортрет (1497–1500)
На портрете изображён слегка полноватый серьёзный человек, с поджатыми губами. Чёрный камзол с белым подворотничком и красная шапочка, из-под которой выбиваются пряди каштановых волос, создают образ строгого и аскетичного человека. Взгляд карих глаз наполнен мудростью и спокойствием. Перуджино предстаёт перед зрителем реальным земным человеком, со свойственными ему чертами характера — спокойствием и благородством.
9
Портрет юноши (1480)
Одним из лучших портретов, написанных Перуджино, является портрет юноши. Стиль, которым написано лицо прекрасного молодого человека, обладает мягкостью, изысканностью и плавностью линий. Прекрасное мечтательное лицо смотрит с портрета спокойно и несколько печально. Огромные живые карие глаза притягивают взгляд зрителя, и создаётся впечатление молчаливого общения с персонажем. Спокойные коричневые тона подчёркивают мягкость формы лица и нежность юношеских щёк.
Читайте также: Самые красивые портреты с мире.
10
Мадонна с младенцем (1500)
Перуджино, как и другие итальянские художники, очень часто обращался к образу Девы Марии (Мадонны). Картина «Мадонна с младенцем» изображает классический сюжет — образ юной матери и её сына Иисуса. Божественность образов подтверждает золотой сияющий нимб над их головами. Красное платье Марии ярко выделяется на фоне изысканной синей накидки, которую мастер украсил нежным и изящным золотым узором. Существует несколько подобных образов. Поза младенца классическая для того времени — он сидит у матери на колене, его голова повёрнута в сторону. Образы отличаются необычайной грацией и красотой. Выражение лиц мечтательное и спокойное.
11
Обручение Марии (1500–1504)
Интересная история этой картины и её двойника от Рафаэля. Перуджино написал «Обручение» в своей традиционной живописной манере. Эта картина вдохновила Рафаэля, и он создал в 1504 году картину «Обручение Марии» практически в той же манере и используя ту же композицию. Для неспециалиста визуально различить по авторству эти две работы очень трудно.
Перуджино использовал в своей картине тот же пейзаж и ту же композицию, что и в своей фреске в Сикстинской капелле «Вручение ключей Христом апостолу Петру». На площади перед базиликой собралась толпа народа, в центре которой происходит обручение Девы Марии и Иосифа. Перуджино слегка обрезал сверху купол базилики, а Рафаэль изобразил её целиком. У Перуджино собор находится близко от толпы, он словно нависает над ней. Рафаэль увеличил пространство и сделал пейзаж более воздушным. Но общую композицию, стиль изображения людей, мягкость овалов лиц, изящность поз Рафаэль практически точно повторил, как у Перуджино. Рафаэль очень ценил своего учителя и очень долго сохранял в своих работах его волшебный стиль. Редакция most-beauty.ru просит вас написать какая из картин вам нравится больше? Картина кисти Рафаэля или Перуджино?
12
Видение Святого Бернарда (1494)
Перуджино изображает видение Пресвятой Девы Марии преподобному Бернару Клервоскому (1090–1153), основателю цистерцианского ордена.
Работа была заказана для семейной часовни Наси в тогдашней цистерцианской церкви Санта-Мария-Маддалена-ди-Сестелло во Флоренции. Это был один из самых важных алтарей в церкви. Тогда церковь была известна как Санта Мария Маддалена делле Конвертит. После канонизации Марии Маддалены де Пацци в 1669 году она была посвящена флорентийскому кармелитскому святому, чей орден к тому времени принял управление комплексом.
Мария появляется в обычной одежде. Помимо святого Бернарда и Девы, другие фигуры представляют ангелов и святых. Все, кроме ореолов, кажутся обычными людьми. Позади Марии два ангела. Один из ангелов смотрит на зрителя, классический пример того, как зритель увлекается изображением. За Сен-Бернаром стоят Святые Варфоломей и Филипп. Обстановка: монастырь, предположительно цистерцианский. Пейзаж Умбрии, родина Перуджино. Монастырь обрамлен готическими арками и колоннами. Всё в классической гармонии.
Несмотря на монументальность работы, изображение не статично. Мэри движется вперед. Она указывает Сен-Бернару. А он явно поражен увиденным.
Цвета яркие и яркие, но негромкие.
13
Оплакивание Христа (1495)
По версии Википедии, это одна из самых узнаваемых и популярных картин Перуджино. Тело Христа, снятое со креста, лежит над белой пеленой, поддерживаемой Никодимом слева и Иосифом Аримафейским, который носит необычную тканевую шапку, украшенную цветами. Дева Мария, надев на себя завесу над головой и прострел, покрывающий ее шею в стиле монашеского платья, смотрит на своего мёртвого сына вместе с Марией Магдалиной, которая стоит за ними. Личность других персонажей точно не определена, хотя молодого апостола с красным плащом справа можно идентифицировать как Иоанна Богослова. Несмотря на то, что они представлены по-разному, каждая фигура является участником горестного события, в том числе и поклоняющийся, который останавливается, чтобы помолиться. Меланхолия композиции подчёркивается вечерним светом и эмоциональным пейзажем холмистой местности.
Выходец из церкви монастыря Святой Кьяры во Флоренции, Перуджино создал произведение во Флоренции на пике своей карьеры. Вечная красота фигур и совершенство, которое исходит от его работ, принесли ему эпитет «Божественный художник», имя, которое ему присвоил Джованни Санти, отец его ученика Рафаэля.
Послесловие
Великолепный портретист, мастер больших многофигурных композиций, Перуджино был знаменит далеко за пределами Италии. В его мастерской обучались многие итальянские художники. Его творчество повлияло на становление великого Рафаэля. Прожив долгую плодотворную жизнь, Перуджино оставил огромное наследие, которое и сейчас восхищает наших современников.
Ещё несколько работ Пьетро Перуджино:
Портрет Лоренцо ди Креди (1488)
Мертвый Христос с Иосифом Аримафейским и Никодимом (1498)
Мадонна во славе с младенцем и святыми (1500)
Борьба любви и целомудрия (1503–1505)
Архангел Рафаил и Товия (1505)
Полиптих Аннунциата (1507)
Преображение (1517)
На этом наш небольшой список красивых и популярных работ Пьетро Перуджино подошёл к концу. Редакция most-beauty ждёт от вас комментариев. Какие фрески или картины Перуджино вам наиболее симпатичны?
Крещение Христа для меня самое из лучших произведений.