Все мы знаем как красивы морские пейзажи! Изображение разнообразных морских состояний и стихий, подымающихся волн могут взволновать нас, а лазурный берег и морской штиль приводят нас в состояние спокойствия и умиротворения. Не даром говорят, если хочешь побыть наедине с самим собой — иди к морю. Говоря о морских пейзажах, на ум приходит лишь одно имя — Иван Константинович Айвазовский.

Вид на взморье в окрестностях Петербурга

Вид на взморье в окрестностях Петербурга, 1835

 

Происхождение художника...

Тот, кто интересуется живописью знает, что художник — маринист Иван Константинович Айвазовский происходит из знатной армянской семьи и настоящее имя живописца — Ованнес Айвазян. Родился Ованес 17 июля 1817 года в городе Феодосия, откуда и родилась большая любовь к морю у будущего художника.

 

Самые знаменитые картины Айвазовского

Девятый вал (1850)

Девятый вал

Легендарная работа Айвазовского под названием «Девятый вал» завораживает и удивляет в одночасье. Сюжет картины рассказывает о том, как группа людей, переживших кораблекрушение на маленьком обломке судна пытается спастись от разыгравшегося шторма, но огромная волна беспощадно настигает своих жертв и вот-вот укроет в морской бездне. Морской пейзаж очень реалистично изображен и восхищает игрой красок, теней и света. Ярко-красный закат и лазурные волны словно играют с нами в прятки то скрываясь, то снова выныривая с дна морского.

 

Бриг "Меркурий", атакованный двумя турецкими кораблями (1892)

Бриг "Меркурий", атакованный двумя турецкими кораблями

Это одна из моих самых любимых картин Ивана Айвазовского. Данная работа художника, который любит изображать бушующее море, кораблекрушения и штормы, напротив очень светлая, чистая и на первый взгляд спокойная. На ней изображен бриг "Меркурий", атакованный двумя турецкими кораблями, но несмотря на это, кажется, что ничего не предвещает беды. Море немного волнующееся, прозрачно голубое, небо усыпано белыми перинами, и лишь с одной стороны видны серые тучки, а паруса всех трех кораблей — белоснежные.

 

Встреча рыбаков на берегу Неаполитанского залива (1842)

Встреча рыбаков на берегу Неаполитанского залива

Работа несет в себе умиление, нежность и позитив, ведь мастер кисти изобразил радость встречи родных людей, которые не виделись долгое время. Наконец, морской царь и покровитель мореплавателей — Нептун отпустил их на сушу, где их уже встречают семьи, в данном случае — жена и дети одного из рыбаков. Айвазовский всегда работал с маслом и картины его получались как живые, яркие, красочные и сочные. Художник нарисовал эту встречу не где-нибудь, а на одной из частей Тирренского моря, на западном берегу Италии, что придает ей некий романтизм.

 

Буря на море ночью (1849)

Буря на море ночью

А этот холст мариниста 19 века, я бы назвала — самым мрачным, трагичным и печальным среди работ Ивана Айвазовского, а делают его таковым темные краски, тусклые тона игра света, и даже, яркая луна не спасает ситуацию. Бушующее, темное, почти черное море жаждет захватить в свои сети маленькое судно, так стойко пытающееся удержаться на огромных волнах. Одинокий корабль испытывает свою судьбу, попав в шторм ночью, и лишь яркая луна — единственная его спутница, и подруга.

 

Ночь. Голубая волна (1876)

Ночь. Голубая волна (1876)

Синяя лазурь морских волн словно слилась в одну плавную линию с горизонтом, а сила водной стихии качает наклоненный турецкий парусник, уставший дрейфовать в бескрайних просторах морских, и кажется, уже отдавшийся на волю судьбы.

 

Смотр Черноморского флота в 1849 году (1886)

Смотр Черноморского флота в 1849 году

Это удивительная работа Айвазовского! Речь идет не только о сюжете, но и о мастерстве. Посмотрите как все детально изображено, а нарисовал ее мастер кисти всего за одни сутки, особо уделяя внимание лишь морю, а не кораблям, как можно подумать, не верится, правда? Но это факт. Говорят, что Айвазовский всегда рисовал по памяти и никогда с натуры, такая тогда у него была феноменальная память. Четкость линий и натуральность всех деталей, игра света, сочетание красок и умение правильно колорировать рисунок поражают и восхищают. Не зря весь мир знает Айвазовского как мариниста, а его картины хранятся в музеях и частных коллекциях по всему свету, и их у него больше шести тысяч.

 

Штиль (1885)

Штиль (1885)

Среди множества картин, где живописец морских стихий изображает бушующую водную стихию, нашлось место и картине, на которой изображен тихий и спокойный бирюзовый штиль. Глядя на эту работу, хочется попасть на тот самый лазурный берег и насладится теплыми лучами солнца, нежась и наблюдая за дрейфующим красавцем-парусником, справа окруженным горами, а сверху окаймленным нежными, небесно-чистыми облаками.

 

У художника имеются и другого рода пейзажи...

Батальные сюжеты

Десант Н.Н. Раевского в Субаши

Десант Н.Н. Раевского в Субаши, 1839 г.

Художник-пейзажист обожал историю родного края, поэтому в его коллекции есть целая серия художественных работ под названием батальные сюжеты, где Айвазовский изображает ход исторических морских битв и сражений. Вот несколько примеров...

 

Навари́нский бой

Навари́нский бой

Самый известный бой русской флотилии 1770 года во время русско-турецкой войны, который закончился взятием русскими турецкой крепости Наварин. Полотно дышит опасностью и пахнет порохом, поверженные корабли утопают в морской пучине, все вокруг в серых тонах и тумане, а море, на удивление, тихое и спокойное, его синие воды уже готовы принять свои первые жертвы. Художник рассказывает нам об этом событии в своей работе — достоверно, грациозно и горделиво, а еще ярко, красочно и натурально.

 

Русская эскадра на севастопольском рейде (1846)

Русская эскадра на севастопольском рейде (1846)

Очень красивая и важная картина в коллекции Ивана Константиновича, ведь он очень любил и ценил Россию, которая была его Родиной, поэтому каждый успех и победу принимал на свой счет и гордился как своей. Он хотел показать всю мощь и красоту российского флота, и у него получилось просто великолепно.

 

Восточные сюжеты Айвазовского

Да, Айвазовский Иван Константинович всю свою жизнь писал в одном жанре, то есть изображал море, море и еще раз море, но мало кто знает, что в его коллекции картин есть и другие пейзажи, например, восточные сюжеты. Автор родился в Крыму и был выходцем из древнего армянского рода. Картины, передающие жизнь восточного народа, также достойны нашего внимания.

Кстати, на сайте most-beauty.ru есть интересная статья про самые красивые места Крыма.

 

Сцены из каирской жизни (1881)

Сцены из каирской жизни (1881)

Эту работу маринист Айвазовский написал специально к торжественному событию, а именно, к открытию Суэцкого канала в Египте в 1869 году, куда автор морских пейзажей был делегирован в составе специальной группы русских представителей. Его заданием было запечатлеть событие мирового масштаба, что у него гениально получилось. Египет и все его чудеса впечатлили пейзажиста-мариниста, что после этой работы он написал еще пару картин на восточную тематику, забыв на некоторое время про любимое море.

 

На лодке по Кумкапы в Константинополе (1846)

На лодке по Кумкапы в Константинополе

Жизненные устои и традиции Востока так повлияли на Ивана Константиновича, в результате чего в его фантазии, а позже и на полотне, появилась картина под названием «На лодке по Кумкапы в Константинополе», на которой мы видим восточных женщин и мужчин в традиционных нарядах, плывущих по реке Кумкапы куда-то по своим делам. На заднем фоне видно дом, за которым виднеется купол мечети. В этих работах художник использует новые для себя цвета и оттенки, кроме хорошо известных ему синих, белых и зеленых, с которыми он тоже отлично справляется.

 

Великая Пирамида в Гизе

Великая Пирамида в Гизе

Как не парадоксально, но гений морских пейзажей был поражен красотой и величием египетских пирамид, и не смог удержатся, чтобы их не нарисовать. Он изобразил седьмое чудо света тоже в море, но не воды, а в море песка, охраняемое сказочным сфинксом — вечным охранником мертвых песчаных дюн. Картина выполнена в пастельных тонах, красно-коричневых цветах в изобилии света. За пирамидами виден ярко-красный закат, освещающий всю пустыню.

А о самых известных древних пирамидах мира Вы можете прочитать нашу статью!

 

Армянские сюжеты

Как истинный армянин, художник затронул в своем творчестве армянскую историю, религию. Культуру и христианские темы писал в форме библейских сюжетов.

 

Крещение армянского народа. Григор-просветитель (IV в) (1892)

Крещение армянского народа

Самое главное событие в религии армянского народа — это его переход в христианскую веру, которое осуществил Григор-Просветитель в четвертом веке нашей эры. Именно это библейское таинство изобразил Айвазовский, по-моему, вышло очень религиозно, торжественно и таинственно.

 

Сошествие Ноя с горы Арарат (1889)

Сошествие Ноя с горы Арарат

Самый известный ветхозаветный библейский эпизод, когда Ной, уставший после долгого пребывания в ковчеге, возвращается домой на землю после Всемирного потопа, спускаясь с горы Арарат вместе со своей семьей и животными, которые спаслись.

 

Зимние пейзажи Айвазовского

Живя в солнечном и теплом Крыму, Иван Константинович обожал снежную и суровую зиму, любил в детстве разглядывать узоры на окнах, нарисованных морозом, обожал деревья, покрытые инеем, и огромные сугробы. Вот это все и изображал он на своих полотнах, обычные деревенские зимние пейзажи. Взгляните сами...

 

Зимний пейзаж (1876)

Зимний пейзаж (1876)

Снежная тропа то ли в лесу, то ли в парке, по которой прохаживаются люди, а по обеим сторонам стоят запорошенные снегом огромные деревья, которые словно молчаливые слушатели знают все, о чем говорят прохожие. А как красиво на картине показан белый и серый цвета! Сколько существует оттенков белого цвета, я и представить себе не могла! А вы?

 

Исаакиевский собор в морозный день

Исаакиевский собор в морозный день

Санкт-Петербург — культурная столица всей России, и именно здесь Айвазовский увидел эту замечательную зимнюю картину, которую позже воспроизвел маслом на холсте. Исаакиевский собор во всей красе блестит от снега в морозный день, а возле него белые запряженные тройки с бубенцами катают дам и кавалеров на санях — самое распространенное развлечение того времени.

 

Мельница (1874)

Мельница (1874)
Этот рисунок в жанре этюда выполнен в черно-белом цвете грифельным карандашом. Старая мельница давно стоит без дела, и только снег красиво нарисовал на ее огромных лопастях красивые узоры. Мимо, на санях и пешком, проходят прохожие, на улице пасмурно и темно и словно грустно на душе у этих прохожих. Четкие и точные линии делают эскиз совершенным и красивым. Правду говорят, талантливый человек — талантлив во всем...

 

В заключение

Море. Коктебельская бухта. 1853г.

Море. Коктебельская бухта. 1853 г.

Имя армянского художника — Ивана Константиновича Айвазовского — навек запечатлено в истории русской живописи.Его вклад просто неоценим, а его работы, которых насчитывается около шести тысяч.

Лунная ночь на Капри

Лунная ночь на Капри, 1841 г

Шедевры Айвазовского до сих пор очень популярны и продаются на разных аукционах за большие деньги. Красивое и качественное искусство никогда не потеряет свою ценность и не выйдет из моды, в чем можно убедиться, глядя на картины гениального пейзажиста-мариниста.

А полный список его картин в высоком разрешении Вы сможете посмотреть на сайте Википедии, пройдя по ссылке.

этюд воздуха над морем

Этюд воздуха над морем

Автор статьи:  Виктория Копивская

Поделиться

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here