Воинственные ираноязычные племена, поселившиеся в VII столетии в степях между Дунаем и Доном, сами себя называли сколоты. В мировую историю они вошли как скифы, и большинство сведений о них мы узнаём из записей первого историка Геродота. Богатый материал по истории, о культуре, быте и традициях скифов предоставляет археологическая наука. Обратимся к письменным и материальным источникам, и расскажем про самые необычные обряды скифов.

Самые необычные обряды скифов

 

1

 Дружеская клятва на крови

 Дружеская клятва на крови

Скифы высоко ценили дружбу, и ради друга были готовы пожертвовать своей жизнью. В побратимы выбирались наиболее мужественные и смелые воины.

Обряд братания представлял собой особый ритуал. Скифы, решившие стать братьями, словесно клялись друг другу в верности. Затем надрезали руку мечом, а кровь сливали в чашу с вином. Выпивая этот напиток, скифы на всю жизнь становились побратимами.

В ритуал клятвы входил также обмен оружием. К более древнему обычаю относится клятва над огнём. В осетинском языке сохранились отголоски древнего ритуала, ведь по-осетински побратим — это «æрдхорд», что буквально переводится как «съевший огонь».

 

2

 Воинские обычаи

Воинские обычаи

В бою скифы были безжалостны к своим врагам. Скиф, первый раз убивший врага, должен был выпить его кровь.

После боя, воины предоставляли царю головы убитых ими врагов, тем самым доказывая свою доблесть. По количеству убитых врагов делилась и добыча. Те воины, которые не смогли убить неприятеля — не принимали участие в дележе добычи и не участвовали в победном пиршестве.

С убитых снимали скальпы, и вешали на конскую уздечку. Из кожи убитых врагов изготавливали плащи. Колчаны обтягивали кожей правой руки неприятеля, а из черепа самого ненавистного врага делали чаши.

 

3

 Скифские святилища

Святилище Скифов

Был у скифов свой пантеон богов. Но степной народ не возводил городов и храмов.
Высшим божеством считалась Табити, хранительница очага, потому огню поклонялись словно божеству. Имя её скифы толковали «Пламенная». Арей был богом войны, и в честь него в любой округе возводились алтари.

На ровной площадке насыпалась высокая гора хвороста, наверху устраивали ровную площадку, на которую помещали древний меч. Акинак, так назывался короткий скифский меч, и был воплощением Арея, которому поклонялись и приносили жертвы.

 

4

 Жертвоприношение

Жертвоприношение

Высшим почитанием божества считалось жертвоприношение. В качестве жертвы богам приносились лошади и быки.

Быку или лошади связывали передние ноги, а стоящий сзади человек дёргал за верёвку, чтобы животное упало и склонило голову. Жрец при этом возносил хвалу божеству, и удушал жертву. Для этого у него была специальная верёвочная петля на конце палки.

С животного снимали шкуру, а мясо варили в котле. После этого всё приступали к трапезе, а первые куски мяса и внутренности разбрасывали по земле в честь богов.

 

5

 Поклонение Арею

Поклонение Арею

Отдельно приносили жертвоприношения богу войны Арею. Ежегодно у святилища из насыпи хвороста с мечом скифы приносили в жертву божеству лошадей, коз, овец. В качестве жертвы Арею никогда не брали быков.

Только этому божеству приносились и человеческие жертвы. Из сотни пленников выбирали одного, и подводили его к алтарю. Пленника закалывали, а кровь спускали в специальный сосуд. Кровью пленённого врага поливали место перед мечом.

Затем у жертвы отрубали правую руку, подбрасывая её вверх. Она оставалась лежать там же, где упала. А также и тело, оставалось в том положении, когда его закололи.

 

6

 Призыв о помощи

Призыв о помощи

У скифов была своеобразная традиция просить о помощи. Когда скифу нужны были помощники в каком-нибудь деле, он закалывал быка.

Он снимал с убитого животного шкуру, а мясо варил большом котле. После этого расстилал шкуру и садился на неё, а перед собой ставил котёл с мясом. Всё, кто соглашался помощь, становились на шкуру и ели приготовленное угощение.

После употребления мяса всё кто участвовал в ритуале, отправлялись выполнять сложное дело под предводительством скифа, зарезавшего быка. У некоторых ираноязычных народов даже сохранилась поговорка «сидеть на шкуре», что означает «искать помощников».

 

7

 Болезнь царя

Болезнь царя

Когда заболевает скифский царь, он приглашает в свой шатёр гадателей. Они начинают колдовать у очага, чтобы узнать, кто стал причиной болезни правителя.
Гадание производилось с помощью перекладывания прутьев перед горящим очагом. После ритуала гадатели называют имя человека, который поклялся здоровьем царя, а клятву не сдержал.

Виноватого человека приводят к царю, и приглашают ещё группу гадателей. Те повторно проводят обряд, и если вина подтверждается, его казнят. Если вина не подтверждается, то убивают первую группу гадателей.

Обязательно посмотрите также на most-beauty.ru увлекательный материал о пяти необычных языческих обрядах славян.

 

8

 Похороны царя

Похороны царя

Похороны правителя были обставлены особым ритуалом. Тело умершего царя покрывали воском, а внутренности наполняли шафраном и другими душистыми травами.

Затем его клали на телегу и возили по всем селениям, которые подчинялись умершему правителю. Родственники, а также близкие царя в знак скорби обрезали волосы, наносили на лице раны, а воины протыкали ладонь левой руки стрелой. При встрече похоронной процессии жители поселений устраивали плач, угощали яствами родственников и близких царя.

На сороковой день царя хоронили в прямоугольной могиле. Убивали жену, виночерпия, слуг, чтобы они служили правителю на том свете. В могилу клались оружие, украшения, драгоценная посуда. Над могилой насыпали большой курган.

О самых необычных древних погребениях в мире читайте на most-beauty.ru интересную статью.

 

9

 Обряд инициации

Обряд инициации

Уже с рождения из мальчиков готовили будущих воинов, для чего в колыбель клали стрелу. Повзрослев, юноша должен был сам натянуть тетиву на лук, а в первом бою выпить кровь убитого врага.

Но был и особый обряд инициации, при котором юноши становились мужчинами. Для ритуала делалось особое сооружение из деревянных кольев, которые накрывали бычьими шкурами. В середину такого шатра ставился нагретый камень.

Посвящающиеся заходили внутрь, а жрец бросал на раскалённые камни семена конопли. Юноши под воздействием паров входили в транс и, таким образом, происходило превращение скифского юноши в хищного, беспощадного зверя.

 

10

 Заключение мира

Заключение мира

Интересен у скифских племён и ритуал заключения мирного договора. Письменности у скифов не было, потому мир, как и дружбу, скрепляли кровью.

В чашу с вином сцеживают кровь, и окунают в эту жидкость меч, копьё, стрелы и секиру. После этого чаша с вином и кровью выпивается. При этом возносится хвала главному божеству Папаю и женской богине по имени Табити.

Папаю возносят молитву, что даровал победу. Табити богиня женского очага, а домашний очаг символизирует собой переход к мирной жизни. Арабы тоже использовали кровь для заключения мира, поливая ей семь камней.

 

11

 Пиктографическое письмо

Пиктографическое письмо

У скифов не было письменности, а потому с народами, а особенно врагами, они общались с помощью образов.

Геродот сообщает, как скифы ответили на призыв персидского царя Дария выйти с ним на битву. Скифский царь Иданфирс отослал Дарию необычные дары, предложив завоевателю самому разгадать смысл послания. Дарий ошибся, и практически все его воины погибли, а сам персидский царь позорно бежал из Скифии.

Скифы прислали лягушку, птицу, мышь и острые стрелы. Это означало, что если вы, персы, не скроетесь в небе как птицы, не спрячетесь в болотах как лягушки и не убежите словно мыши, то погибнете от наших стрел.

 

12

 Обед на привале

Обед на привале

На привале необходимо было обогреться и приготовить пищу. В степи дров нет, и потому, чтобы развести костёр скифы убивали быка.

Отделяли мясо животного от костей, и вынимали желудок. Кости использовали как дрова, предварительно облив их жиром. Бычий желудок наполняли водой, а в воду клали мясо.

Таким способом варили пищу, и согревались в ночной степи у костра, выложенного из костей убиенного животного. Кровь животного разливали вокруг кострища, воздавая хвалу Табити за дарованную пищу. Оставшуюся после трапезы пищу брали с собой, укладывая куски мяса под седло.

 

Заключение

Обряды скифов

Конечно, многие обычаи и ритуалы скифских племён поражают жителя современности своей необычностью, а порой жестокостью. Подводя итог, отметим, что скифы оставили после себя богатейшую культуру. В Средние века скифами в ряду других восточноевропейских народов называли и восточных славян, что дало почву выдвинуть гипотезу — часть скифских племён является прямыми предками славян. Ведь у славянских племён также существовал культ Бога войны, а в русском языке множество заимствований из иранских языков.

Автор статьи: Валерий Скиба